Страдания юного Вертера. Иоганн Вольфганг Гете — отзывы



Эмма Вудхаус

https://irecommend.ru/content/odna-iz-samykh-nezdorovykh-knig-kakie-ya-chitala

Здравствуйте!

Есть на свете странный, сумеречный род людей, которые словно родились, уже осиянные светом смерти. Такие люди склонны к задумчивой меланхолии, одиночеству, депрессиям и суициду. При этом поводом для самоубийства может быть все, что угодно. Сумеречный человек, найдя тот самый повод для самоубийства, с черной радостью хватается за него и методично разрушает себя до основания.

Таким поводом для Вертера стала Шарлотта, недалекая миловидная немочка в белом платье с розовыми бантами, придерживающими созревшую раньше времени грудь.

 

Начало конца — 4 мая 1771 года. Финал — 20 декабря 1772 года. Первые письма раскрывают милые сельские пейзажи небольшого поселенья Вальхейм, чудесные майские вечера, небольшие балы.

 

Однако постепенно картины смерти, гибельности начинают проникать в сюжет. Вернер не описывает больше красот природы: бедность, сумасшествие, и она — Лотта и ее черные глаза — все больше завладевают героем. Если вначале он пишет своему другу Вильгельму, что терпеть не может унылых негативных людей и избегает всяческого намека на грусть и печаль, то дальше читатель видит, как герой словно уходит в плавание собственного подсознания: текст писем становится все более маниакальным, депрессивным. Вернер предстает тяжелым, мнительным человеком, приносящим тягость и Лотте и ее супругу. Он все с большим удовольствием погружается в черную тоску и безумие. Даже описания Лотты становятся все более расплывчатыми, искаженными… Наконец, он просто сходит с ума.

В этой истории меня больше всего поражает Шарлотта. Она, видя, что с человеком происходит что-то жуткое, не избегает Вертера, не стремится как-то привести его в чувство, а в глубине души по-мещански и по-бабьи радуется, что стала предметом такой одержимости. Гете прямо пишет, что, размышляя о том, что хорошо бы Вертеру найти девушку, Лотта понимает, что не хочет этого, а хочет так и мучить, доводить Вертера. Есть в этой девушке что-то садистское, от маркиза де Сада и героинь Захер Мазоха. Упивание кровью, болью, страданием.

Заканчивается роман жутко, мерзко и противно. И долгое время остается мерзкий противный осадочек чего-то больного, нездорового…

 

Всем известно, что Гете писал роман, опираясь на свои личные переживания, и роман большей частью автобиографичен, вплоть до мелочей. Слава Богу, что Гете написал роман, а не покончил с собой!

Ну и также этот роман, шокировав современников Гете, вызвал такое психологическое явление, как «эффект Вертера», один из первых случаев массового самоубийства выстрелом себе в голову. В ХХ веке эффект Вертера перенесется на женщин, ошеломленных самойбийством другого сумеречного человека — Мерелин Монро.


demasp

https://otzovik.com/review_4962198.html

Достоинства:

О них в отзыве

Недостатки:

Минорность описанных событий

Здравствуйте!
Сегодня я, наверное, буду оригинальным, вопреки устоявшимся традициям, не буду хвалить всеми расхваливаемое произведение. И это не поза, а всего лишь отголоски прошлого. Мною, как и большинством, настрочивших об этом сентиментальном романе восторженные отклики, роман в юности был» проглочен».
Привлек к себе он не захватывающим сюжетом, увлечение коими свойственны молодости, а необычностью происходящих в нем событий, описанных Иоганном Гете. Современники, знавшие Гете, утверждают, что роман автобиографичен, что Гете, подобно Вертеру, своему герою, в юности был пылко влюблен платонической любовью в юную особу. Любовь эта не имела продолжения, да и может ли иметь какое-то продолжение платоническая любовь?
Роман, опять же по словам современников, был чрезвычайно популярен, принес Гете европейскую известность и вызвал в ней волну подражающих самоубийств. Говорят, что роман переписывали от руки, чтобы могли прочитать другие.
Нет я, безусловно, за то, чтобы любовь начиналась с души, но я даже сейчас, по прошествии множества лет с момента первого чтения хорошо помню, что испытывал я тогда, впервые прочитав об этих страданиях… Это чувство трудно передать словами:какое-то тошнотворное восприятие всего, окружающего тебя.
А теперь представьте юношу, не познавшего любви, но прочитавшего о том, как это нужно делать у Гете. Кто-то, знаю, что таких сейчас большинство, иронично улыбнутся, и будут учиться не по Гете, а по Шнурову, но ведь найдутся и те, кто поверит в искренность и правильность страданий юного Вертера, и к чему это может привести?
Поэтому, конечно, буду советовать эту книгу людям состоявшимся, определившимся со своей любовью как знакомство с еще одним произведением автора «Фауста», но настоятельно советую мамам и папам спрятать подальше эту книгу от тех, кому сейчас 14-16, независимо от того, девочка это или мальчик. В эти годы в головах детей наших происходит необъяснимое и ждать от них можно чего угодно. Да вы и без меня это знаете:телевидение регулярно показывает различные шоу на тему:»Почему это происходит.»
Есть еще один вопрос, связанный с романом, на который я для себя так и не нашел ответа:как этот сентиментальный роман мог написать немец?


Самознай

https://otzovik.com/review_3157156.html

Достоинства:

ужасно субъективно, эмоционально, весь мир через призму души, оригинальный стиль, психология

Недостатки:

ужасно субъективно, потому многие впечатления спорны

Одно из ранних произведений гениального Гете, и так незаслуженно обойденное популярностью в читательских кругах нашего времени. Настолько неизвестно, что я познакомился с ним всего месяц назад. Это я – которому «Фауста» первый раз читали в слух, по причине отсутствия умения читать.
Роман написан в форме писем молодого человека своему другу. Эпистолярный жанр, притом, от одного лица оправдывает ужасающий субъективизм повествования.
Эмоциональность произведения просто зашкаливает. Автор гениально интерпретирует любую мелочь и самое заурядное происшествие, как отражение душевного состояния героя. Роман богат интересными и красивыми описаниями природы, которые являются таковыми исключительно, в глазах героя.
Обязан коснуться самого острого вопроса – способно ли произведение спровоцироваить самоубийство? Скажу, что с трудом нашел роман в интернете. Мой ответ – нет. Если ограниченные моралисты перелистают всю рекомендуемую литературу, то, вероятно, предадут анафеме гораздо большее количество произведений. Это их недоработка.
Все произведение посвящено человеку. Глядя вокруг мы видим только отображение наших собственных эмоций. Именно это наполняет смыслом созерцаемое нами. Если Вы уже осознали это, то пришло время прочесть это произведение.


Shishkodryomov

https://otzovik.com/review_6083001.html

Достоинства:

Совершенство текста. Временами можно посмеяться. Автор — великий Гете, написавший «Фауста».

Недостатки:

Однообразный надоедливый сюжет, скучные персонажи, пафосный главный герой, манипулирующий аудиторией.

Остроумный Кир Булычев, сделавший из Вертера робота в своей «Гостье из будущего», позаботился о достославном герое Гете, чтобы тот мог без проблем кончать с собой хоть каждый день. Ну, пока его ремонтировать не надоест. Это же так занятно — переживать новую смерть каждый день. День сурка какой-то. О, я погибну! Разорву свою тугую плоть и уйду в небытие! И все из-за тебя! Что, связь плохая? Подожди, сейчас перезвоню. И так двести страниц.
Произведение Гете блещет идеальным текстом, даже перевод не смог скрыть всех красот языка и совершенства фраз. Лично для меня это достоинство единственное, а потому извечный вопрос, который я задаю, тоже один. Почему? Почему природа, как будто в насмешку, отдает подобное совершенство в руки всяким маловразумительным типам Вертерам. «Страдания юного Вертера» — это мифологический бред ненормальной истерички. Но, если Анна Каренина, слава богу, достаточно быстро дождалась свою электричку, то здесь процесс гноения растянут с первой страницы и до последней.
Толстой не зря всплыл здесь во всю свою легендарную мощь, потому что Вертер тоже любил детей. А Лев Толстой, помните шутку Хармса, любил поймать какого-нибудь ребенка и гладить его по головке, пока ужинать не позовут. А «Ленин и дети» помните? Основная идея, заложенная в произведении, это стремление автора привести читателя к мысли «умри уже, наконец». Вертер стонет, стучит хвостом об лед, рассказывает сказки и без перерыва на обед. Именно из таких типов получаются монспектакли, потому что нормальный человек не может в одиночестве без остановки нести всякую околесицу со сцены в течении часа-двух.
По ходу повествования Вертер не раз доказал свою криволапость, не смог даже толком застрелиться, потому так и хочется помочь ему в его нелегком деле. Помощь ближнему («ближний Вертер», не дай бог, конечно) — наш наипервейший долг. В основном, правда, деятельность Вертера абсолютно не в том, чтобы обрести преждевременную кончину, а в том, чтобы бесконечно страдать по этому поводу.
Если в итоге какой-нибудь Вертер и обрел вечный покой, то по причинам совершенно отличным от тех, о которых он так театрально пытался поведать всем людям на земле. Один такой, извините, яйца прибил к Красной Площади, чтобы получить французское гражданство. Ну, а если у кого-то из многочисленной когорты Вертеров случайно и получится осуществить задуманное, то, как говорится, счастливого пути. В его честь мы почитаем еще раз Гете и повосторгаемся красотами языка.
В общем, какой сюжет, такой и отзыв. Нужно заметить, что ближе к концу повествования Гете сам почувствовал, что перебрал и в таком виде книга может не оправдать типографию, поэтому к финалу начались какие-то быстрые скачки в сторону государственной власти, странным образом добавлен стих, авторство которого чуть ли не приписывается самому Вертеру, в общем — Гете попытался чуть изменить жанр и расширить аудиторию. Разумеется, было уже поздно и даже редкий фанат помнит о последних потугах Вертера.
Периодически читать очень смешно, хотя никакого юмора автором не предполагалось. Юный Гете обиделся бы, как тот Горбушка из «Республики ШКИД», который издавал серьезный лирический журнал, а толпа собиралась постоянно, чтобы посмеяться над орфографией и оформлением. Ну, сами посудите. К жене постоянно приходит молодой человек, который в нее влюблен. А вы относитесь к нему с пониманием, жалеете его и всякий раз покидаете комнату, чтобы они могли побыть вдвоем. Если отбросить в сторону возможность всяких отклонений, то это очень смешно.
В итоге, людям разделяющим в какой-то мере мою жизненную концепцию, Вертер нужен только как классический персонаж из истории литературы. Остальным же, даже не знаю, что посоветовать, ибо советы им вряд ли нужны. Или чего пожелать, чтобы они не обиделись. Но подозреваю, что обижаться они любят.


MissyLee

https://otzovik.com/review_5028588.html

Достоинства:

Классика

Недостатки:

Тяжело, слишком сентиментально

Для меня прочесть хотя бы одно произведение Гете — это уже подвиг. Его слог утомляет меня, ибо мне всегда приходится по нескольку раз перечитывать одну и ту же фразу чтобы хоть немного вникнуть в ее содержание.
«Страдания юного Вертера» — это не книга на один вечер. Это именно то произведение, над которым нужно долго и упорно сидеть, держа руки в кулаках и повторяя: » я смогу, я смогу». Слог Гете очень тежелый, и эта книга очередное тому подтверждение. Безусловно, история Вертера по своему привлекательна, но мне она больше напоминала бред сумасшедшего. Страдания Гамлета были многогранны, его боль была понятна, а у Вертера мне казалось все слишком притянутым. Концовка была ожидаема, но хотелось большего.


Честно о важном

https://irecommend.ru/content/slovno-prochla-lichnyi-dnevnik-s-gryaznymi-i-ne-ochen-tainami-bez-spoilerov

Конечно, каждый человек, который мнит себя образованным, считает должным познакомиться с творчеством Гете. И я не исключение. Поэтому в мои руки попали сначала «Фауст», а теперь и «Страдания юного Вертера».

Наверное, Вы и без меня знаете, что написано произведение в эпистолярном жанре, т. е. в виде писем героя своему другу (большая часть). Поэтому кажется, что ты читаешь личный дневник человека. Этому способствует еще и содержание писем — концентрация на чувствах и эмоциях героя, а не на сюжетной линии. Поэтому в самом начале, будьте готовы, Вы можете немного заскучать от обилия описанных природных пейзажей. Впрочем, чему удивляться? Это свойственно направлению сентиментализм.

Лично меня первая половина книги восхищала своей наивностью, точнее наивностью главного героя, его чистотой и светлостью, если так можно выразиться. Вертер казался мне… ребенком в теле взрослого? Но ребенком в лучшем смысле этого слова — добрым, отзывчивым, открытым миру. Но потом…

Ближе к концу краски в письмах начинают сгущаться. В мыслях героя появляется некая зацикленность. Я даже начала переживать, не сходит ли он с ума. Однако легкость, присутствующая в начале, остается и в конце, правда приобретает какой-то кислый или даже горький привкус. Ты словно видишь красивую картинку, но знаешь, что все в этой картине ложь.

Ну а конец, конечно… наверное, ожидаем, если брать в учет, какой чувствительной душой является Вертер.

Скажу честно, я не в восторге от финала. И я так думаю не одна. Если Вы уже читали это произведение, то знаете, что в конце у Вертера находят книгу «Эмилия Галотти». Так вот, автор этой самой книги — Лессинг — считал развязку слишком пассивной.

И все-таки произведение интересное и стоящее. Оцените сами)


zuzuza

https://otzovik.com/review_6121376.html

Достоинства:

Традиции сентиментализма

Недостатки:

Нет

Иоганн Гёте прожил долгую жизнь и застал две века истории. Гениальный энциклопедист.
Трагически известный роман «Страдания юного Вертера» написал в русле сентиментализма. Он наполнены чувствами и переживаниями влюбленного молодого человека. На фоне немецкой действительности разворачивается его личная драма.
Жанр романа — роман в письмах. А читать чужие письма очень интересно. Создается эффект того, что человек реально жил и что-то личное свое оставил специально для вас.
Вертер довольно талантлив. В его письмах угол зрения уходит от действий, внимание устремляется на впечатления от окружающего мира.
Всю трагедию юного Вертера можно прочувствовать только после прочтения его писем.


tanusha4555

https://otzovik.com/review_3710130.html

Достоинства:

Доступность текста, никаких тяжелых слов и фраз.

Недостатки:

главный герой во второй части книги

Добрый времени суток всем читающим данный отзыв!
Вот наконец-то я прочитала книгу Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера».
Это произведение начала читать совершенно внезапно и незапланированно. Очень давно хотелось мне прочесть книгу Гете «Фауст», и в один прекрасный момент я купила ее, но перед Фаустом оказалось произведение «Страдания юного Вертера». Читать с середины книги мне стало перед самой собой как-то неудобно и поэтому пришлось читать и Вертера, к тому же оно небольшое. Первую часть книги я читала с удовольствием. Но опять, не зацепила она меня настолько, чтобы я не могла оторваться. Начну читать — интересно, положу книгу, и вот как то не тянет меня узнать а что же там дальше. В итоге, чтение мое подзатянулось месяца на полтора, а потом я уехала в отпуск, не прихватив с собой книгу. Так прошло еще два месяца, за которые я успела прочитать кучу других произведений.
Но вот вернувшись домой, решила, что надо все-так с Вертером закончить. Читала еще месяц. Вторая часть книги в моих глазах совершенно по другому воспринималась, нежели первая половина. Если в начале мне было все-таки интересно, то потом уже раздражал главный герой своим поведением и нытьем.
Ну а теперь от впечатлений к книге. Написано произведение в виде писем молодого человека своему другу. Еще раз повторюсь, что язык написания очень доступный, легкий. Главный герой ничем особо в жизни не занят, существует за счет средств, перечисляемых матерью, путешествует по разным городочкам и деревушкам. Мать пытается устроить его на службу, но ему не очень то это и надо, и в удобный момент бросает эту работу. В одном из мест пребываний молодой человек влюбляется в очаровательную девушку, . С каждым днем любовь Вертера растет. И все бы ничего, но девушка уже помолвлена. Вот на этом этапе книге, мне было интересно. Очень здорово автор описывает чувства, эмоции влюбленного мужчины. И вот парень начинает превращаться в несносного ноющего зануду, который вместо того чтобы что-то предпринять, пока девушка не замужем, просто ходит и ноет. В последствии молодой человек решается на самоубийство из-за неразделенной любви. Больше всего в книге меня взбесило его предсмертное письмо, адресованное возлюбленной, в котором говорит, что это из-за нее он уходит из жизни, что он так рад, что пистолет, который он попросил у ее мужа, из которого он в себя выстрелит, она сама лично подала его слуге. После такого письма бедной девушке ничего не останется как тоже застрелиться.
Мое мнение, что главный герой, не имея по жизни никаких дел, забот и работы зациклился на недоступном для него объекте (в данном случае замужняя женщина), что и привело к его помешанности, а в дальнейшем к самоубийству.
Несмотря на то что вторая часть книги мне не понравилась, я все равно советую прочитать это произведение, хотя бы из уважения к ее автору.


kvertoff

https://irecommend.ru/content/stradat-ili-ne-stradat-eto-lichnyi-vybor-kazhdogo

Если кто не знает, то в психологии есть такое понятие, как эффект Вертера. Так называют серию суицидов, вызванную самоубийством, которое имеет массовую огласку. Этот эффект назвали в честь главного героя романа Гете, потому что книга в свое время спровоцировала волну суицидов. Поскольку я интересуюсь психологией на любительском уровне, то мне стало любопытно, что ж тут такого написал Гете.

ИМХО, но эту книгу я считаю одной из самых переоцененных, потому что в ней есть только нескончаемое нытье главного героя. Вот есть такая категория людей, которые постоянно чем-то недовольны, даже если по факту у них нет проблем. Им просто нужен повод для того, чтоб страдать. Никакой любви тут не вижу, а вижу нездоровый эгоцентризм главного героя, у которого проблема в голове, но не в сердце. Обратите внимание, как Вертер изначально дистанцируется от общества, какой образ жизни он ведет, как часто меняется его настроение, как он зависим от общественного мнения о себе любимом и т.п.

Даже не повстречав Лотту на своем пути, он все равно бы нашел другой повод для того, чтоб оплакивать свою якобы несчастную участь. Есть такая фраза: «Кто хочет — ищет возможность, кто не хочет — ищет причину». Вертер нашел причину, чтоб свести счеты с жизнью. Я бы уважал его за личный выбор, если бы у него хватило мужества и честности на такой поступок. А он перекинул ответственность на плечи девушки. Это низко и подло. Абсолютно не понравилась ни книга, ни главный герой, ни его отношение к жизни. Моя оценка субъективна и никак не умаляет заслуги Гете в немецкой литературе, но сентиментализм — это не мое. Не люблю нытиков ни в искусстве, ни в реальной жизни.


††Ищущи醆

https://irecommend.ru/content/ya-berezhno-sobral-vse-chto-udalos-mne-razuznat-ob-istorii-bednogo-vertera-predlagayu-ee-vas

Доброго времени суток мои дорогие читатели. Я хотел бы поделиться с вами своими эмоциями от недавно прочитанной книги «Страдания юного Вертера» Точнее, недавно купленной, и перечитанной, так как с этим произведением я был знаком несколько лет раньше.

Переводчик: Эйвадис Р.

Редактор: Красник Кирилл

Издательство: Азбука, 2015 г.

Серия: Классика (мяг)

ISBN: 978-5-389-09309-6

Страниц: 192 (Газетная)

Масса: 102 г

Размеры: 182x116x13 мм

 

 

Аннотация к книге «Страдания юного Вертера»

В книгу вошло классическое произведение европейского сентиментализма — роман Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера«, в котором отразился личный любовно-психологический опыт автора. Трагическая история молодого бюргера, не нашедшего ответа на свое чувство и отвергнутого обществом, была мгновенно переведена на другие языки и породила череду продолжений и подражаний — так называемую вертериану. Со временем «Вертер, мученик мятежный» стал одним из «вечных образов» мировой литературы и ввел в европейскую культуру социопсихологический феномен «вертеризма», связанный с меланхолическим умонастроением и проблемой самоубийства как высшего проявления свободы воли.
В настоящем издании впервые выходит в свет новый перевод романа, выполненный известным переводчиком Романом Семеновичем Эйвадисом.

Сама книга в уже классическом для меня формате «книга в кармане — книга с собой» Удобно, сердито, и вообще бобры добряют. Занимает мало места, и можно читать как в автобусе, так и на работе, или других местах, где можно сосредоточиться на тексте в свободную минутку.

Кaк счaстлив я, что уехaл! Бесценный друг, что тaкое сердце человеческое? Я тaк люблю тебя, мы были нерaзлучны, a теперь рaсстaлись, и я рaдуюсь! Я знaю, ты простишь мне это. Ведь все прочие мои привязaнности словно нaрочно были создaны для того, чтобы рaстревожить мне душу. Бедняжкa Леонорa! И все-тaки я тут ни при чем! Моя ли винa, что стрaсть рослa в сердце бедной девушки, покa меня рaзвлекaли своенрaвные прелести ее сестрицы! И все же — совсем ли я тут неповинен? Рaзве не дaвaл я пищи ее увлечению? Рaзве не были мне приятны столь искренние вырaжения чувств, нaд которыми мы чaстенько смеялись, хотя ничего смешного в них не было, рaзве я… Ах, дa смеет ли человек судить себя! Но я постaрaюсь испрaвиться, обещaю тебе, милый мой друг, что постaрaюсь, и не буду, по своему обыкновению, терзaть себя из-зa всякой мелкой неприятности, кaкую преподносит нaм судьбa; я буду нaслaждaться нaстоящим, a прошлое пусть остaнется прошлым. Конечно же, ты прaв, мой милый, люди, — кто их знaет, почему они тaк создaны, — люди стрaдaли бы горaздо меньше, если бы не рaзвивaли в себе тaк усердно силу вообрaжения, не припоминaли бы без концa прошедшие неприятности, a жили бы безобидным нaстоящим.

Если рассуждать о самой книге, то она мне также нравится, и я считаю ее одной из лучших тем, затрагивающих историй несчастной любви.

И проблема в том, что мои отзывы уже удаляли за раскрытие сюжета, и просили не расписываться слишком подробно. Из-за чего иногда написать отзыв затруднительно, так как душа просит размаха, и не всегда понятно что окажется спойлером, а что допустимо.

Но, как бы то не было. Книга про любовь. Про неразделенную, самую что ни есть настоящую любофф. Удивительно то ,что написана моим любимым Гете, от которого таких соплей не ожидалось. С другой стороны, автор справился. Это не в коем случае не похоже на книжечку про сентиментальные чувства эльфоподобного паренька. сопли, платки, рашен водка, портовые проститутки для забвения

Ах, кaкой трепет пробегaет у меня по жилaм, когдa пaльцы нaши соприкоснутся невзнaчaй или ногa моя под столом встретит ее ножку! Я отшaтывaюсь, кaк от огня, но тaйнaя силa влечет меня обрaтно — и головa идет кругом! А онa в невинности своей, в простодушии своем не чувствует, кaк мне мучительны эти мелкие вольности! Когдa во время беседы онa клaдет руку нa мою, и, увлекшись спором, придвигaется ко мне ближе, и ее божественное дыхaние достигaет моих губ, — тогдa мне кaжется, будто я тону, зaхлестнутый урaгaном. Но если когдa-нибудь я употреблю во зло эту aнгельскую доверчивость и… ты понимaешь меня, Вильгельм! Нет, сердце мое не до тaкой степени порочно. Конечно, оно слaбо, очень слaбо. А рaзве это не пaгубный порок?

Поднимаются весьма интересные мысли, показан срез человеческого мышления ,которые постепенно перестает мыслить логическими построениями, и умозаключениями. На первое место выходят эмоции, любые действия вашей жертвы любви всей жизни воспринимаются как тонкие намеки на чувства, которые способны поднять новую волну обожания соплей, истерик, и воплей о вашей бессердечности.

Скaзaть ли прaвду? А почему бы не скaзaть, Вильгельм? Со мной онa былa бы счaстливей, чем с ним! Тaкой человек, кaк он, не способен удовлетворить все зaпросы ее сердцa. В нем нет чуткости… Кaк бы это объяснить? Он не способен всем сердцем откликнуться, ну, скaжем, нa то место любимой книги, где нaши с Лоттой сердцa бьются соглaсно; и в сотне других случaев, когдa нaм приходится вырaжaть свои чувствa по поводу поведения третьего лицa. Зaто, милый Вильгельм, он любит ее всей душой, a тaкaя любовь зaслуживaет всяческой нaгрaды!

Тем, кто не любит тему любви в любых ее проявлениях книгу читать запрещено категорически. Вы не найдете в ней ничего интересного. Не знаю стоит ли читать эту книжку ранимым и эферным феям-девочкам, мечтающим о той самой настоящей любви. Вдруг еще покончат с собой жизнью, как это случилось с тысячами тысяч после выхода книги

В целом интересная книга. Сильные вопросы, которые поднимаются автором с помощью героя. Является ли безумством желание человека умереть, не в силах терпеть боль мира. Можно ли считать жизнью страдания человека. На что мы способны ради своей любви, и можно ли простить человека за его действия, если он не понимал что творил, или мстил за свою разбитую любовь. Грех убийства, или возмездие за измену жены, которую застал муж с любовник, и убил в приступе ярости. Эти и многие другие вопросы поднимает наш главный герой.

Он любит природу, считает, что попытка передать красоту мира с помощью красок может опошлить это. Но когда делает эскизы, убеждается в том, что сама природа является лучшим художников, и убеждается в том, что никогда ничего не стоит дорисовывать в картинах вне того, что ты уже видишь.

Вначале легкий и счастливый, он постепенно скатывается в депрессию и чувство зависимости из-за своих чувств. Замечательно передан процесс того, как любовь может уродовать душу человека, приводить его к отчаянной черте отрицания смысла жизни, и … Читать, читать, и еще раз читать для того, чтобы понять мои мысли, и мое восхищения прочтением текста.

Сейчас книга может показать нудноватой или скучной, но я прошу не забывать время ее появления и выхода. В первые несколько лет это был шок для современников Гете. И их даже можно понять.

 

Посему советую книгу для прочтения всем думающим. Интересующимся историей, классикой. Тем, кому нравится немецкая литература, и данный автор в частности. Да, впрочем всем.

Приятного чтения!


eska19

https://irecommend.ru/content/nakonets-ya-dozhila-do-vozrasta-kogda-mogu-prochitat-podobnuyu-knigu-i-ne-usnut-dovolna-skor

Всех приветствую. Как-то посетила меня идея взять с собой в поездку восставший из сломанных ридер, в который ещё лет 7 тому назад я загрузила пачку произведений из какого-то списка вроде «Маст хэв для девочек» или что-то в этом роде. Чтобы был понятен контекст, соседями по списку были «Грозовой перевал», «Гордость и предубеждение», «Три товарища» и пр. драматично-романтичная милота про любовь и смерть. В одной из поездок очередь дошла до Вертера.

С детства я ненавижу скучные книги. Я ненавижу читать тонну описаний деревьев, неба, муравьёв в траве. На меня это хронически оказывает снотворный эффект, чем я, конечно, не горжусь. Книга «Страдания юного Вертера» оказалась именно такой, и, к своему удивлению, я дочитала её до конца.

СЮЖЕТ

Сюжет старый как мир и примитивный как валенок. Трагическая история о любовном треугольнике и томлениях во френдзоне.

Отправная точка романа следующая. Молодой человек высокого сословия решил пожить сельской жизнью. Нет, конечно, не навоз копать и не пасти гусей. Он был окружён слугами и поселился на усадьбе с прекрасным садом, где он ни в чём не нуждался и мог свободно заниматься живописью, любоваться природой и углубляться в размышления, которые он регулярно излагал в письмах своему другу Вильгельму (их-то мы и читаем). По началу Вертер общался с селянами, умилялся их трогательным умам, под завязку наполненным лишь бытовыми хлопотами. А потом влюбился в прекрасную черноглазую Шатлотту, далее Лотту или Лоттхен (в немецком языке «chen» — это уменьшительно-ласкательный суффикс), которая, в первый же день знакомства сообщила ему, что уже обручена.

Очень трудно здесь не спойлерить, потому что начало истории от её общеизвестного финала отделяет лишь тонна соплей главного героя.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

Молодой человек Вертер из дворянского сословия, не обременённый совершенно никакими мирскими проблемами, работами, ипотекой, слабым здоровьем, дурной внешностью, сложными родственниками, войной… НИЧЕМ. Казалось бы, живи да радуйся! Но нет, человеческий ум вовсе не так устроен. Если реальных проблем нет, так значит надо их придумать! А проще всего раздуть страдания любовные, да ещё и будучи инфантом, подобным нашему другу Вертеру.

Читая эту книгу, я, конечно же, местами узнавала себя в герое. Я вспоминала свои первые дурацкие влюблённости, страдания. И да, я уверенна, что в жизни у каждого человека должна была случиться хотя бы раз такая странная болезненная иррациональная безответная любовь, когда весь свет не мил, когда все предметы, которых касался объект обожания приобретают святость и все мысли заняты только им. Это закономерный этап развития личности. Но это должно пройти лет в 15-17! Прийти и пройти!

Помните отрывок из песни: «Она хотела даже повеситься, но институт, экзамены, сессия»? Я во времена своих любовных мук хотя бы была занята подготовкой к ЕГЭ. Так вот, Вертеру повезло меньше — он был ещё тем бездельником. Как тут не убиться?

Чему следовало бы поучиться у героя?

  • Он старался по минимуму нагружать других людей своими страданиями и считал, что дурное настроение — это преступление против окружающих. Потому что оно заразительно и отравляет их жизнь, которая и без того полна трудностей. Конечно, в итоге он вывалил всю свою печаль на свою возлюбленную, но до той поры держался как мог.
  • Он старался мыслить широко. Не просто принимал в готовом виде все прописные истины, а обдумывал с чистого листа каждый аспект жизни.
  • Он был эмпатом, не делил всё на чёрное и белое, ставил себя на место каждого, старался понять их мысли, чувства, мотивы. Он понимал, как человек доходит до крайностей и безуспешно пробовал донести это понимание до остальных. В разные моменты он даже находил своеобразные оправдания убийству, самоубийству, воровству.

Эти 3 пункта я считаю главным посылом книги. Больше ничего меня не тронуло. Все остальные герои были очень слабо прописаны. Сама сюжетная линия куцая, посредственная, и не имеет буквально никаких ответвлений. Всё сфокусировано только на главном герое и его любовных чувствах. При том я так и не увидела развития какого-то конфликта внутри даже этой одномерной ситуации. На протяжении всего времени герой только деградирует и ничего не предпринимает. У остальных героев тоже сохраняется какая-то невнятная линия поведения, в которую трудно поверить.

ИЗЛОЖЕНИЕ

Повторюсь, все герои, вплоть до главного, прописаны очень и очень слабо. И они почти ничего не делают.

Кто такой Вертер? Хотя бы сколько ему лет??? Из названия мы поняли, что он юный. Но юный — это сколько? 17 лет? Тогда ещё его можно понять. Или ему все 25, и он ведёт себя так? Автор мог бы нам сообщить такую мелочь.
Также мы узнали, что его отец давно умер, а мать жива, но о них обоих упоминается как-то вскользь. Я считаю, что роль родителей в формировании личности огромная, и она дала бы читателю ответы на многие вопросы, добавила бы целости, но почему-то эту линию тоже слили в пользу пустой никчёмной тягомотины.

Лотта раскрыта чуть больше (мы хотя бы видим её семью, её историю), но всё равно недостаточно и однобоко. И это при том, что у неё был реальный прототип!!! На протяжении всей книги мы узнаём всё о Лотте только со слов Вертера, а он влюблён, и потому все его данные сводятся к тому, что она восхитительная, божественная и пр. Никакой конкретики. Так её реальный характер и мотивы до конца остаются под вопросом. В любой непонятной ситуации она принималась играть на фортепиано. В самом конце мы видим в ней просто запутавшегося ребёнка, который не имел плана и жил по инерции, боясь на что-то повлиять. Спасибо и на том. Но я так и не поняла, был ли у неё хоть какой-то внутренний конфликт? Думала ли она о том, что всё могло бы быть иначе? Понимала ли она, как далеко заводит Вертера, держа его возле себя, да ещё и подкармливая фетиш-подарками вроде банта со своего платья? Кого из своих мужиков она всё-таки любила больше??? Ответы на эти вопросы автор уместил в одной страничке просто ради формальности. Абсолютно статичный персонаж, который остаётся лишь бездеятельным объектом обожания, не получая собственной роли и развития.

Но больше всего меня удивил Альберт — жених, а в дальнейшем муж Лотты. Вот уж кто мне был больше всего интересен, но так и остался зашифрованным. Как он относился к Лотте? К Вертеру? Откуда у него такая индифферентность к ситуации? Его что, это вообще не настораживал тот факт, что какой-то паренёк каждый ходит в его дом и пускает слюни на его жену?? Мой муж на его месте давно бы выгнал взашей такого визитёра! Сначала его не было, потом он появился, а толку? Ни одного активного действия. Он не понимал, что происходит? Ему было безразлично или он занял выжидательную позицию? Опять же, сколько ему лет?! Так много вопросов и так мало ответов.

Думаю, автор сам себя вогнал в рамки, выбрав способ изложения через письма. Пришлось играть по этим правилам, а значит, оставлять все события и героев освещёнными только с точки зрения умалишённого главного героя.

Весь сюжет построен на драме, его можно было бы так закрутить, завертеть, создать реальный накал страстей, многомерный сюжет, но нет. В итоге не раскрыта даже сама драма. У нас есть всего 3 активных героя, 2 из которых непонятно чем были заняты и о чём думали. Ощущение, что это не настоящее произведение, а его набросок или отрывок. Что ж, любишь читать книжку в сто страничек, люби и ничего не понять…

Я с натяжкой допускаю, что всё повествования о любви и трагедии — это одна сплошная метафора того, как трудно чистому осознанному созданию жить в жестоком мире, где общество делится на тщеславных лицемеров и трудяг, озабоченных выживанием. И одна отрада, символизирующая прекрасный мир чистоты и абсолюта, оказывается недосягаемой. Хотя, если честно, мне кажется, уважаемый Гёте ни о чём таком не думал.

Боже, если бы я знала, что из такой ерунды можно свалять книжку и стать мировой знаменитостью, то сама уже давно бы стала писателем.

В целом крайне затянутое повествование, учитывая ненасыщенность сюжета. Всё, как я представляла в 6-ом классе, когда отказывалась читать ‘умные’ взрослые книжки. Чрезвычайно много спама — описаний всего вокруг. Каждого рассвета и заката, каждого пня и жука. Каноничное для того времени изложение. Кучерявый напыщенный язык лично у меня вызывает скорее насмешливое умиление, чем восторгание великим произведением, прославившим когда-то своего автора. Вольфганг! Иоганн! Гёте! Та-да-да-дамммм! Этот писатель всегда был на слуху и, если честно, я ждала от него большего.

Возможно, мой отзыв заставит вас подумать, что это моя первая книга, и я ещё не втянулась во всё великолепие мировой классики. Нет. Я люблю читать. Но, скажем так, я не люблю «платить за бренд». Да, классика, да, Гёте. Но я считаю, что это произведение, несмотря на свою громкую репутацию, не выдерживает конкуренции в современных реалиях. Возможно, для своего времени это было шикарно. Но сегодня оно сливается по всем фронтам. Сюжет зауряден и прямолинеен. У дамских романчиков он и то богаче. Метафор ноль, либо они разжёваны до такого состояния, что уже и не метафоры вовсе. Мораль на поверхности. Язык и отдельные выражения просто смешат, в плохом смысле. Подойдёт для того, чтобы взять пару цитат для слащавого инстаграмчика. Но лично для меня это слабовато.

У меня всё.


Schizik

https://irecommend.ru/content/posle-prochteniya-etoi-knigi-mnogie-yuntsy-pokonchili-zhizn-samoubiistvom

Итак, как сказано в названии отзыва, после прочтения этой книги многие юнцы покончили жизнь самоубийством.

Мне было интересно, почему же это, поэтому я с интересом принялась за чтение. Читала произведение достаточно долго. Мне понадобилось ЦЕЛЫХ три дня, чтобы прочесть книжечку в сотенку страничек.

И знаете, теперь я понимаю, почему столько людей ушли из жизни. Им просто невыносимо было читать этот бред. Да простит меня Гете, но это что-то очень ужасное. Лирический герой так воспевает суицид, что жутко становится. Страшно за психику неустойчивых людей, знаете ли.

Да и вообще, произведение просто визжит: «Эй, ты, человек с неустойчивой психикой, эмарь со склонностями к суициду, да-да, ты, прочитай меня полностью! А потом разбери меня на цитаты! А потом иди и застрелись!»

Я понимаю, что это сентиментализм, но даже в «Бедной Лизе» М.Карамзина я не наблюдала столько, простите меня, «соплей». А здесь их не просто предостаточно, но они просто переполняют сие произведение и рвутся наружу, чтобы потопить чтеца с головой.

Именно так я вижу эту книгу. Может, я и не права, и многие со мной не согласятся, но это мое видение.

P.S. И я ни в коем случае не осуждаю классиков и вообще эпоху становления сентиментализма. Еще раз повторюсь, просто мое мнение.