Не прощаюсь. Борис Акунин — отзывы



Конкистадор

https://otzovik.com/review_6264194.html

Достоинства:

Насыщенность и яркость произведения

Недостатки:

Для меня нет

Не люблю избитых выражения, но роман Бориса Акунин «Не прощаюсь» стал своеобразной вишенкой на торте всей многогранной фандоринской серии.
Как и многие почитатели таланта Акунина, я ждал последний из романов с особенным чувством (очень много вопросов по разным сюжетным элементам накопилось). Дождался, прочитал, обдумал. Выражу свое мнение.
Решил в этом отзыве вернуться к схеме плюсов и минусов, а потом закончить общим выводом. Закончить, разумеется, не прощаясь.
Перед сравнением плюсов и минусов, однако, затрону один сквозной момент – восприятие книги в контексте серии. Я не вполне согласен с Дмитрием Быковым, который называют «Не прощаюсь» шедевром, но для меня этот роман один из лучших в серии. Меня сильно удивляют откровенно отрицательные отзывы из категории «уже не торт». Попробую далее разобраться.
Минусы
Сразу скажу, что кроме моей не любви к Гражданской войне, в «Не прощаюсь» для меня нет особенных минусов, но попробую обмозговать те, которые видел в обсуждениях чаще всего.
1) Мало Фандорина. Очень часто встречал именно эту претензию. Лично мне всегда казалось, что Фандорин в большинстве романов серии является не основным персонажем. И к тому, что его мало можно было бы привыкнуть. В «Не прощаюсь» Фандорин делит время с Романовым. И если с изменениям в характере Эраста Петровича можно было бы привыкнуть (очень уж много произведений о нем вышло и в самой серии, да и вне ее), то окончательное «покраснение» Романова необходимо было расписать.
2) Мало Той Самой России. Я люблю читать про Россию, которую мы потеряли (хоть к булкохрустам себя не отношу) но ожидать от книги про Гражданскую Ту Самую Россию, в которую читатели влюбились в «Азазели» было бы странно. Да. грустно, но этого следовало ожидать. Мне как раз показалось, что это композиционное решение автора серии – в первом романе серии (в той самой «Азазели») Фандорин еще не тот, а Россия та самая, а в «Не прощаюсь» — Эраст Петрович привычный (хоть и не успевающий за временем), а вот Россия канула в Лету.
3) Мона. У Акунина, действительно, весьма своеобразный вкус. Мне Мона показалась не слишком умной, капризной, местами подлой и эгоистичной. Но у Эраста Перовича всегда были подобные проблемы с женщинами (за исключением нескольких). Яркость Моны, на мой взгляд, вполне перевешивает суть персонажа. Более положительная (шаблонная) героиня вызвала бы излишнюю слезогонку.
Плюсы
Тут проще:
1) Огромное количество отсылок и к истории Гражданской и к литературе того времени. Есть и много воспоминаний и отсылок внутримировых (подведение итогов). Особенно меня порадовала умеренность в этих отсылках. Перед прочтением романа я искренне переживал, что получится капустник.
2) Неожиданности. Я был очень впечатлен тем, что Акунин сумел создать много неожиданных, непредсказуемых поворотов сюжета. А ведь изначально многие сюжетные повороты казались легко предсказуемыми (если уж концовка была поклонникам серии вполне понятна).
3) Неоднозначность. Как когда-то говорилось у Есенина: «дар поэта – ласкать и карябать». Борис Акунин этому постулату верен. Публике всегда хочется «проще» и «понятнее» (примитивнее), но автор не опустился до вкусов толпы. Большинство спорных моментов так и остались под легкой дымкой неоднозначности (даже спор является ли Октябрьский и Романов одним и тем же человеком до конца не разрешен). Считаю гениальным умение Акунина использовать открытый финал, играть с читателями, обманывать их и создавать неочевидность.
Роман «Не прощаюсь» мне понравился, но я прекрасно понимаю, что читать его следует лишь при знакомстве с другими книгами мастера (я часто об этом пишу). Не могу рекомендовать его всем и каждому, но те, кто читал Акунина раньше и тем, кто умеет думать, получат от книги удовольствие.


Лиан

https://otzovik.com/review_6182600.html

Достоинства:

Становится понятно,что случилось в Баку с Фандориным

Недостатки:

скучновато

На сегодняшний день последняя книга из цикла о Фандорине.
Разгар гражданской войны. юг многострадальной России, не менее многострадальный мученик Эраст в поисках правды и в ожидании сатори.
Начинается все в фирменном стиле-интригующе и завлекательно. А потом -унылее и унылее-затянутее и скучнее. Надоело злому аку-нину писать, и не знает уже, о чем. Да и на самом деле, что интересного можно придумать уже о красных. белых. зеленых. черных… негодяях. Потому что в той кровавой мясорубке благородных рыцарей сыскать было трудно. Стоит только произнести-гражданская война.1919 год, юг России, ЧК и контрразведка белых- сюжет с вкраплениями экзотики (боевые евнухи китайских императриц )ясен.
В сверхудачу авантюристки Моны тоже не верится, сто раз бы уже изнасиловали юную девушку, и раз пять бы расстреляли, сбросив после в овраг. Какая там Швейцария, до Крыма бы дурында не добралась. Проснулась, доброе утро.
Читать, конечно. надо, потому что-как узнаешь. откуда же взялся Николас Фандорин. если Эрастушку в Черном Городе угрохали? Но не ждите лучших проявлений талантов автора-нет их. Скучно.


Федор-1977

https://otzovik.com/review_8211633.html

Достоинства:

история пожилого человека, который идет через время в непростой ситуации Гражданской Войны в России

Недостатки:

не стоит о таковых — книга сама по себе не стоит, чтобы в ней выискивали черные пятна

У каждого своя правда, что бы там не говорил Фараон.
Доброго времени суток, уважаемый читатель.
Ну вот я и добрался до последней, или как сейчас говорят — крайней книги Бориса Акунана из его цикла, посвященного жизни и приключениям Эраста Петровича Фандорина «Не прощаюсь»
Это, по счету, должно уж быть, шестнадцатая книга из цикла – я уже и со счета сбился, перечитывая книги и Фандорине одну за одной. И если в предыдущей книге «Черный город» — автор, по сути, похоронил главного героя, в финальной сцене изменив развязку настолько, что осталось только ахнуть, то в начале романа «Не прощаюсь» Эраст Петрович Фандорин, поддерживаемый верным слугой Масой вновь «выныривает» на страницы романа. Поначалу, как овощ – в реально, а ни сколько не фигуральном смысле этого слова.
И уже читая книгу Акунина «Не прощаюсь» я все задумывался, время от времени все же возвращался мысленно к роману «Чёрный город» и вопросу: зачем акунин убил Фандорина? А потом зачем его воскресил?
А так же интересовал вопрос – посему в той книге Акунин забросил Фандорина и Масу в Баку, город не самый столичный, пускай и нефтяной да денежный, но все же? И почему, опять же, там его и похоронил?
И оказалось, что то ли я плохо учил историю, то ли эпизодом о пятнадцати бакинских комиссарах школьный курс и ограничивался, но в тот момент Баку был едва ли не самым важным городом в Российской Империи, так как нефть, деньги и интересы влиятельных мира сего сплелись в этом регионе и не ограничивались только деньгами и интересами местной российской и бакинской элиты.
Что ж, очень возможно и очень похоже. Довольно неплохо об этом упоминает в одной из своих лекций на ютубе историк Алексей Фурсов.
Баку, подпольные организации, в какой-то мере становление революционера Коба, больше нам известного под псевдонимом Сталин, борьба сильных мира сего за нефть, деньги и влияние в мире и регионе, интересы Родшильдов и Рокфеллеров – все это Баку того времени, узел, который вот-вот должен был рвануть и, конечно же, рванул, утопив вместе с собой и Российскую Империю.
Наверно, Акунина, как историк, знал все это куда лучше рядового читателя и раз уж Фандорин в книгах Акунина оказывается причастен к множеству роковых и порой печальных событий исторического масштаба, наверное, знаково его было «вывести» в клокочущий Баку, где вот-вот должна была зародиться следующая эпоха и вместе с той самой, уходящей эпохой, и похоронить Фандорина, как представителя прошлого, пускай и не сделавшего все, что мог бы сделать, но прожившего жизнь яркую и насыщенную.
И все, на «Черном городе» в истории с Фандорином можно было бы поставить точку, но по какой-то причине Акунин, подобно Артуру Конан Дойлю, постоянно реанимировавшему и возвращавшему к жизни Шерлока Холмса после очередного убийства того, реанимировал и Фандорина.
Как я уже ранее заметил – «Не прощаюсь» довольно странный роман. На мой взгляд, сформировавшийся по его прочтению» — это нечто из серии «загробной жизни Фандорина», в метафорическом плане, конечно.
Дело в том, что, судя из начала Книги «Не прощаюсь» Фандорин являет собой тело неподвижное в коматозном состоянии с травмированным мозгом и травмированным черепом, что не может не отражаться на физическом облике. Но, кроме первой трети книги, об этом далее ни где не упоминается, и в последующих частях книги (а их несколько) он выступает пускай и постаревшим, но вполне «рабочим» индивидом без особых видимых отклонений, даже способный вскружить голову даме.
Это, раз, как ранее говаривал Фандорин, да, видимо, в последних романах подзабыл свои привычки.
Два, — это та особенность романа, что он скомплектован из нескольких частей, каждая из которых показывает ту или иную сторону участвующую в борьбе не только за власть, но и за выживание своей картины будущего развития страны и мира.
«Красная правда» — первая часть, помещает нас во времена, наступивши сразу же после революционного восстания, падения правительства, дезертирства с фронтов армии и немедленного упадка всего вокруг.
Времена тяжелые и понятные тому, кто пережил девяностые. Анархия, бандитизм, деньги – ни что, только бартер, из людей лезет наружу все их звериное и моменты благородства и красивых поступков становятся не столько редкими, сколько нерациональными, а порой и опасными.
Именно в это время и помещает автор в части «Красная правда» романа «Не прощаюсь» нас автор. В этой части Фандорин ещё слаб, еле ходит, но очень быстро поправляется и становится на ноги, попутно знакомясь с вождями анархистов и Ароном Волей, в частности. Расследует небольшое дело и уже с Фандориным мы встречаемся в следующей части романа – в «Зеленой правде».
Здесь, думаю, я должен сделать небольшой отступ. Была в советское время такая книга – «Р. В. С.» (РВС), повествующая о временах гражданской войны, о сельской местности и о борьбе противоборствующих сторон. Противоборствующие стороны имели цветовую принадлежность, о которой в книге упоминается, но расшифровка не дается, видимо, автор и сам должен знать и понимать кто и что это такое.
Красные, белые, зелены, черны… Все это противоборствующие стороны. И если с красными и белыми у нас в детстве вопросов не возникало, но вот остальные цвета – это были однозначно враги, но кто такие и чем отличаются от белых, это не рассказывалось.
И вот, в книге Акунина «Не прощаюсь» мы оказываемся у «зеленых». У тех самых зеленых, которые объявили свою землю и всех, кто на ней живет своей директорией, установили свои порядки сельскохозяйственного уклада и направленности и с помощью подобной мягкой диктатуры обеспечили спокойствие и некоторое процветание своего образования.
«Зеленые» — это формат цивилизационного уклада, который, по всей сути, и исходя из книги Акунина, возник в тех районах Украины, где раньше проживало казачество и самоуправление да жизнь по своим правилам полностью истреблены Российской Империей не были. Именно в эти края и заносит Фандорина, который сплавляясь по реке Северский Донец пытается добраться до армии Батьки Махно, к своему знакомому Арону Воле, чтобы посмотреть – есть ли будущее у России и принять решение – оставаться ему или уезжать отсюда.
По сути, как мне кажется, все эти «Правды» — красная, зеленая, а потом и белая – это попытка Акунина, с одной стороны, показать исторические события времен гражданской войны (о чем лично в моё время на уроках истории говорилось как-то не очень много. Исторического материала давалось не очень много), с иной – попытаться вписать во все это происходящее Фандорина – человека прошлой эпохи, уже совсем не молодого, сформировавшегося в былые времена и не имеющий внутренней силы и возможностей идти «в ногу со временем». Именно потому Фандорин в этой книге, во многом, выступает сторонним наблюдателем, время от времени вступая в действия и даже раскрывая заговоры и преступления, но все это явно не его, не о нём и именно потому он не примыкает ни к одному лагерю, и, как следствие, становится чужим для всех.
В третьей части книги «Не прощаюсь» «Белая правда» Акунин заносит Фандорина в Харьков. В то время ставку командования Добровольческой армии белого движения. Красные, кажется, обречены, фронт движется в сторону Москвы и, естественно, борьба внутри белого движения, красных диверсантов, красной контрразведки усиливается. И каждая из сторон, даже внутри одного движения, преследует свои интересы.
Фандорин в зелёной и белой правде заносит читателя на восток Украины, — сплав по реке Северский Донец, потом Зеленая Директоря, далее Харьков, железнодорожная станция в городе Чугуев и т. п. Не уверен, что Акунин когда-либо бывал в этих местах. Но, собственно, чтобы написать книгу ему это и не требовалось. Но когда книгу читает тот, кто с этими местами хорошо знаком, он, с одной стороны, вроде бы ощущает, что все это происходило вот здесь – рядом, но, с иной, не находит маркеров, которые четко привязывают повествование к местности.
А маркёры таковые существуют у любой местности, какую бы мы не взяли. И речь не обязательно о Слобожанщине, хотя, стоит отметить, что река Северский Донец хоть и не самая малая река, но для сплава леса будет довольно капризна и прихотлива из-за большого количества довольно крутых изгибов – река подобно змее, петляет по равнине, и по дороге от Харькова до Изюма (практически по прямой) её приходится пересекать едва ли не четыре раза. И, второе – сплав леса куда более целесообразен чуть ниже описываемых мест – там, где Северский Донец сливается с более полноводным и более широким Осколом. При этом, по всем правилам наименования рек дальше должен был бы «идти» Оскол, так как более мелкая река впадает в более полноводную, но вот коллизия – более полноводный Оскол, все же, впадает в менее полноводны Северский Донец. Примерно такая же история, если не ошибаюсь, и с великой русской рекой Волгой, где, если не ошибаюсь, более полноводная Кама впадает в мелкую речушку Волга в её верховьях.
Вторйо момент – крушение поезда под Чугуевом, описанное в третьей части – в «белой правде». Чугуев, сам по себе – это город-военное поселение, который в свое время выполнял функцию заслона от Крымских татар с Юга. Образуя своеобразную линию из подобных поселений, как правило, выстроенных на высоком берегу реки с хорошим обзором, Чугуев вместе с Купянском, Престином, Харьковом, Ахтыркой и еще рядом поселений, о которых, похоже, и памяти не сохранилось, представлял собой этакое военное поседение, которое во все годы и все времена в той или иной мере являлось военным городом – и в советские, и в современность.
Особенность Чугуева в том, что это довольно большой и высокий холм, который с одной стороны подрезает дорога (тракт), с противоположной, параллельно автомобильной дороге, железная дорога, а с третьей стороны холм подрезает тот самый Северский Донец, перерезая обе дороге, заставляя бросать через себя мосты.
Домчав 40 километров до Харькова до Чугуева на Харли Девидсон (именно на этом мотоцикле!) Фандорин и Масса наблюдали за крушением поезда. Под горой.
Безусловно, за эти годы многое изменилось, но единственное место, откуда с успехом можно в бинокль было наблюдать за разворачивающейся трагедией в том виде, в котором она описана в книге – это тот самый городско холм, да и то с некоторыми оговорками. А уж чтобы оттуда успеть первыми к месту крушения, обогнав мчащихся со всех ног солдат со стороны станции – это уже довольно сложно. Хотя, время идет, пейзаж местности меняется – все может быть.
«Белая правда» в романе Аакунина «Не прощаюсь», на мой взгляд, — наиболее динамичная часть и, в то же время, наиболее печальная. И дело здесь не только в том, что Фандорин здесь становится, в какой-то мере, пешкой в игре сил куда более сильных и изощренных, а хотя бы потому, что это, как последние бои Майка Тайсона – когда-то тот был легендой, Стальным Майком, а теперь, ради денег, бьется на ринге со всеми без разбору и число тех, кто победил Тайсона уже превысило, пожалуй, количество побежденных самим Тайсоном в его времена было славы.
Что-то подобное я лично увидел и в Фандорине в этой книге. Он, вроде бы как, и силен ещё, за ним след былых побед и свершений, но время изменилось, игроки стали зубастей, беспринципной, мобильней, более скоростными, и Фандорин и сам не знает, какую ему сторону принять, и, по сути, не принимает ни одну из них, выполняя просьбы, отдельные просьбы, тех, кому он лично симпатизирует.
Естественно, в преддверии финала, Акунин, как того и следовало ожидать, «уводит Фандорина» в состояние неопределённости, и, возможно, в очередной книге о Фандорине, если Акунин решит таковую написать, Фандорин, возможно, даже всплывет, но почему-то мне кажется, что то будет ещё один бой «некогда прославленного Мака Тайсона» против очередного «победителя Тайсонов».
И, думаю, будут такие люди, и будет их совсем не мало, кто не заметит в последних строках романа всю трагичность судьбы верного оруженосца Фандорина – Масы. Маса – человек, порвавший со своим прошлым, со своей родиной и верой и правдой служивший Фандорину всю свою долгую жизнь, что для него и было, собственно, смыслом жизни, по финалу вдруг понимает, что он стар, ничего не умеет, никому не нужен и ничему не может научить европейского мальчика. И тем самым смысл жизни для него утерян. В этом, как мне кажется, и трагедия тех, кто живет ради других и для других, отдавая всего себя этому служению и, по факту, не имея ничего собственного – ни жизни ни цели, не свершений, ни достижений. И когда тот, ради кого это все делается, по какой-то причине исчезает, то тут же пропадает и смысл жизни. И, пожалуй, это одна из самых крупных трагедий романа «Не прощаюсь» Акунина.
И, последней части отзыва на последний или крайний роман Акунина о Фандорине «Не прощаюсь» хотел бы подвести этакую своеобразную черту.
За восемь месяцев, или около того, в перерывах между делами и в свободное время, я прочел все шестнадцать книг о Фандорине (или сколько из там есть в реальности – я уже и со счета сбился). И книга от книги продвигался по судьбе Эраста Петровича, начиная с первых строк романа «Азазель» и оканчивая последними строками «Не прощаюсь». Каждая книга была чем-то отдельным, своеобразным. Что-то лучше, что-то хуже «заходило». Но как и автор, начав с банального повествования приключения молодого Фандорина в низком чине, по мере того, как судьба бросала Фандорина из стороны в сторону, и каждый роман становился все более насыщенным и запоминающимся.
Пройдя от разоблачения тайной организации Азазель, поучаствовав в Русско-Турецкой войне, отбыв в Японию в качестве дипломата и попав там в переплет, вернувшись назад в Россию и став Статским советником, распутывая преступления шантажистки мирового уровня против российской короны или дела Джека Потрошителя в Москве, служа Империи в Русско-Японской воне 1905 года или отправляясь в мир Планеты Воды, сражаясь с очередным Наполеоном или разоблачая деятельность подпольной организации коммунистов в Баку, везде Фандорин в той или иной мере участвовал в исторических событиях, которые тем или иным образом изменили или могли изменить ход мировой истории. И везде Фандорин выбирал сторону устоявшуюся, патриархальную, классическую, не позволяя иным веяниям преобразовать мир в нечто иное.
А то, что Российская Империя к тому моменту накопила массу противоречий и социальная несправедливость вот-вот должна была вырваться наружу – это было уже для современников не секрет. И те самые современники, кто как понимал, мог, умел, преследуя даже свои корыстные цели, пытался что-то изменить – общество Азазель пыталось воспитать будущее поколение правителей мира, которые изменили бы тот самый мир, перестроили его и, возможно, попытались бы сделать его даже лучьше. Но, увы, на пути этого стал Фандорин.
Визави Фандорина в «Турецком гамбите» — турецкий интриган, выходец из той же школы, которую погубил Фандорин в романе «Азазель» пытался то же самое проделать и с Османской Империей, но вот война с Россией ставила крест на его планах, в связи с чем он лично принял участие в «составлении гамбита», который смог бы позволить модернизировать отсталую к тому времени Империю. Но, увы, и на его пути встает Фандорин.
А раз уж легитимного способа повлиять на власть, думают Народовольцы, нет, то остается только терроризм и революция. И начинают деятельность. И вновь на их пути встает Фандорин в «Статском советнике». Но становится он на пути не только у Боевой группы (БГ), но и у генерала Пожарского, как раз того самого «из верхов», кто осознает всю сложность ситуации и путем интриг, создания боевых групп и подобным манипуляций пытается расчистить верхушку правящего класса и после того провести некие реформы. НО, опять же, Фандорин не позволяет ему этого сделать.
И уже в «Черном городе», когда большой капитал готов устраивать забастовки, оплачивать протесты и содержать революционное движение в своих интересах, а государственные чиновники погрязли в коррупции, карьеризме, склоках и невозможности и не желании справляться с нарастающими проблемами, как в рабочей среде, так и в революционной, Фандорин вроде бы и останавливает революционеров, но силы у него уже не те. Идя все время против течения времени, защищая старое, что уже отжило и должно было быть реформировано, он не справился со своей стратегической целью, хоть и выигрывал практически всегда тактически. Таким образом, одерживая победу за победой, выигрывая битву за битвой, Фандорин проиграл вону вчистую, о чем и повествует нам книга «Не прощаюсь».
Таким образом, «прожив» всю жизнь с книжным персонажем Акунина, которого, как поговаривают, он писал как свое личное подобие, по финалу ощущается некая недосказанность и «ностальгия по временам минувшим», ведь Фандорин начал ещё в юном возрасте при одном императоре, при одном мироустройстве, нравах и порядках, пережил множество их трансформаций, и закончил уже в то время, когда уже совсем другой царь самолично отдал власть в руки невесть кого и за неё тут же разгорелась драка.
По сути, как мне кажется, цикл романов Акунина о Фандорине – это не только легкое развлекательное чтиво, хотя и таковое тоже, но это, в какой-то мере, и срез истории, времен и мест, правил и нравов – Российской Империи и Империи Восходящего солнца, Петербурга и Москвы, Хитровки и прочих не менее живописных мест, Баку и морского архипелага на самом краю света, Харькова и последних дней победного наступления белого движения на красную Москву.
Если рассматривать этот роман с такой точки зрения, то он прекрасно ложится в общую канву остальных романов, повестей и рассказов о Фандорине.
А понравится он Вам или нет – это уж Вам самолично решать. И приятного прочтения романа «Не прощаюсь» Бориса Акунина.


Северная Харита

https://irecommend.ru/content/ne-proshchayus-otzyv-razocharovannoi-poklonnitsy-erasta-fandorina

Один из моих любимых книжных персонажей — это Эраст Фандорин. Я могу бесконечно о нем перечитывать книги или слушать их в аудиозаписи, каждый раз открывая для себя какой-то упущенный или забытый момент. Умом понимаю, что произведения об этом сыщике далеки от шедевров, но лично для меня они по большей части идеальны, безупречны и достойны книжного пьедестала детективного жанра. Увы, далеко не все. Последние книги о моем любимце автор писал в каком-то странном состоянии, как из под палки, лишь бы выдать издателю нужный объем страничек… Но обо всем по порядку.

Последняя выпущенная книга называется многозначительно «Не прощаюсь».

 

О чем повествует сюжет

 

На дворе сложный послереволюционный период. Власть делят «красные» и «белые», а между ними пытаются урвать свой кусок «черные», «зеленые», «коричневые». В этом сумасшествии оказывается оживший после «Черного города» Фандорин.

Человек сам решает, кто он в жизни: волк, овца или человек

Большая часть произведения уделяется некому Романову. Сложно проследить какую-то четкую нить повествования, потому что по факту получилось нагромождение событий, мешанина персонажей, обрывки судеб и все упоительно рассказанное живописным Акунинским языком.

О впечатлениях и героях

 

Акунин обладает способностью бесподобно прорисовывать сцены прошлого, наделяет персонажей такими малейшими деталями, что они кажутся живыми, ранее существовавшими людьми. Автор гениально создает сцены, наделяет каждую своей атмосферой и чувствами. Это все радует, этим наслаждаешься по ходу чтения, и тут возникает огромное «Но»!

Но Акунин потерял интерес к Фандорину, он ужее не живет своим персонажем, не находится внутри него, не любит его и не дорожит им. В итоге, описывая незначительный эпизод, автор красочно вырисовывает каждый штрих, не скупится смешивать цвета в своей палитре слов, создает нам потрясающую миниатюру, а как только дело доходит до основного, он словно художник, потерявший музу. Читатель только приготовился к важнейшему повороту в жизни главного героя, а автор скупо бросает слова, отмахивается от момента, как от незначительного события и торопится вновь скрупулезно описывать мелочь, не относящуюся к самой сути. И чувствуешь себя ребенком у которого забирают конфету. Такое разочарование.

Я рассчитывала, что Эраст Петрович будет ключевым персонажем, но оказалось, что нет. Много места уделено Романову, его делают важным героем книги, но вот парадокс, под конец автору наскучивает не только Фандорин, но и новый персонаж, поэтому эпилог выходит сырым, состряпанным на скорую руку.

В «Не прощаюсь» есть сцены любви, но они не особенно услаждают читателя. Маса, получающий любовь всей своей жизни, оказывается высмеянный автором. Романов, на которого снизошло чудесное любовное озарение, получает предсказуемый бонус (Кстати, его возлюбленная очень напоминала Иглу из другого романа Акунина). Ну, а Фандорин вновь влюбляется в эффектную оболочку.

В безобразные времена красота женщины поражает сильней.

В России сейчас не время для любви. В России времени для любви вообще никогда не бывает.

Многие читатели сделали вывод, что «Не прощаюсь» — финальная книга об Эрасте Фандорине. Ну, не знаю. Я думала, что финальная это «Черный город», потом «Планета вода», а теперь вот это произведение с кричащим заголовком. А может не будет этого прощания? И через год мы прочитаем новые приключения дедушки Эраста. Правда не ясно имеет ли это смысл, так как автор с каждым разом все более в презрительном контексте пишет о своем герое.

И вообще, начиная читать о Фандорине, ждешь шикарную детективную завязку, соответствия жанру, но Акунин уделил больше внимания исторической составляющей, в итоге акценты сместились и вышла какая-то послереволюционная мешанина.

Зачем столько внимания Романову, чтобы в эпилоге о нем едва замолвить словечко? Зачем оживлять Фандорина, чтобы в эпилоге мельком поведать о нем и то исходя из третьих лиц? Зачем столько надежд Масы, чтобы в эпилоге кинуть о его будущем скупое трехстишье? Много «зачем» и крайнее неудовольствие после прочтения.

Советую читать лишь поклонникам книг про Эраста Фандорина, и то не гарантирую, что понравится.

Ставлю три балла лишь из любви к персонажу.

Мои отзывы на книги


Yfnfkb3103

https://irecommend.ru/content/fandorin-vernulsya-no-kak-slabo

Ждала эту книгу долго, с нетерпением и надеждой. Не верила, что «Черный город» убил Эраста Петровича навсегда. Потом смирилась и бац… вот оно, возвращение.

Однако, восторга не произошло.

Итак, Эраст Петрович в коме. Но верный Маса пытается вытянуть его из небытия. Усилия яплнца и счастливый случай — и вот наш герой приходит в себя.

Увы, сразу создается впечатление, что автор устал от своего героя и пишет просто потому, что надо. Гонорары, славы, что угодно, но только не заинтересованность в своем герое.

Фандорин в этой книге блеклый, неинтересный. Автор не пишет про него, а просто вымучивает историю.

Революция произошла, Фандорин что-то там расследует, влюбляет и влюбляется (или просто увлекается, не важно). И все такое серое, без изюминки.

Всегда и с удовольствием читала серию про Фандорина, да и другие циклы автора. Эта же книга встала серым особняком.

Конец — так себе. Не оригинально ни разу. Нет ощущения эффектной развязки. Не дочитывала, а домучивала.


barragru

https://irecommend.ru/content/ne-proshchayus-akunin-zavershil-sagu-o-velikom-syshchike-potomu-v-kazhdoi-ee-strochke-svetla

Всем пламенный привет!

Уже несколько дней я нахожусь под впечатлением книги «Не прощаюсь».

Акунин убил своего персонажа? Воскресил? Что с ним стало после выстрела в «Черном городе»?

Я получила ответы на все вопросы, поставленные в конце предыдущей книги, но еще больше поставила себе их сама. Поэтому данный отзыв не будет обычным отзывом, а скорее моей рефлексией на книгу.

Что значит Фандорин для меня?

Для меня книги про Фандорина – мое взросление, прощание со студенчеством и встреча трудовой жизни, читанье украдкой на нудных рабочих совещаниях и коротание зимних вечеров.

Почему я так любила и ждала каждую новую книгу?

Фандорин – славянский ответ детективам ХІ столетия, сильный, умный, не всегда реалистичный, но такой, за которого гордость берет. Всегда интересный сюжет, цепляющие за живое герои и много житейской философии, которая так ненавязчиво вплетена в страницы казалось бы просто детектива.

Но Фандориных больше не водится. Они все остались в прошлом веке…»
Что мне понравилось в книге?

Неповторимый стиль автора

Интересные сюжетные линии, нескучные описания и толковые диалоги – все это есть в этой книге.

– Красные и белые, как клан Тайра и клан Минамото. Непримиримые враги, но с обеих сторон есть и черные негодяи, и рыцари, – говорил Маса. – На войне всегда так. Выбираешь не между Добром и Злом. Только – за какую ты воюешь розу. А если тебя м-мутит от запаха роз, отходишь в сторону. – Это самое трудное – отойти в сторону, – печально заметил Маса.

Неспешное течение сюжета

Автор долго раскачивает главную линию, подводит к ключевым событиям романа постепенно, разбавляя все описаниями страны в очень трудное для нее время

За пять месяцев, проведенных в Самаре, страна с невероятной скоростью и какой-то забубенной лихостью развалилась, будто тысячу лет только и ждала повода рассыпаться в прах. Масе революция не нравилась – по очень простой причине: содержать инвалида в такие времена стало поначалу тяжело, а потом совсем невозможно. Деньги стремительно обесценивались, все товары и продукты, не говоря уж о лекарствах, пропали, ни в чем не стало порядка.

Любимые герои с разных произведений автора

Конечно, Фандорин, а Масса, а также обаятельный, но грустный Алексей Романов («Смерть на брудершафт»)

Алексей на мгновение зажмурился – так явственно увидел перед собой картину, расколовшую всю его жизнь на две части. – …А я бы хотел навсегда забыть.

и даже Варенька («Турецкий гамбит»), правда, тут она уже мельком и далеко не центральный персонаж.

«Эраст для меня, дурочки, был слишком сложен», – вздыхала бедная мама, дитя невинного века. Но слишком сложными бывают только слабые мужчины. Чем они сильнее, тем с ними проще.

Гипертекстуальность

В романе множество отсылок к разным произведениям, как самого автора, так и других литераторов, смешение реальных исторических фактов и вселенной автора. В романе «Не прощаюсь» Акунин, как обычно играет с читателем, и делает это весьма мастерски.

Любовная линия

У любви против смерти так мало шансов

Но они все же есть!

Елизавета Третья – и последняя, теперь уже наверняка. В какую женщину мог влюбиться супер-герой русской литературы? Конечно, в необыкновенную! Страстную, творческую, умную, по-женски мудрую и даже немного расчётливую.

С мужчинами иметь дело легко, особенно с сильными. Будь с ними слабой, во всем спрашивай совета и проси рассказывать о былых подвигах.

Почему мне грустно после прочтения книги?

То, что значил для тебя человек, определяется по размеру дыры, которая в тебе остается. Бывает дыра такой необъятной величины, что засасывает без остатка.

Прощаться очень грустно, даже если это любимая книга или герой, а не живой человек. Сознание наше живет образами и не разделяет, еде мысли, где объективная реальность. Фандорин был близок и важен мне, а потому печально «взаправду»

Почему все закончилось так, как закончилось?

Не скажу, как. Спойлерить не нужно. Просто поделюсь ощущениями. Я уже писала о грусти, н это очень светлая грусть. Уходить надо вовремя, даже из жизни миллионов читателей. Чтобы они вспоминали тебя с улыбкой, а не путались в многочисленных продолжениях.

Фандорин ушел вовремя. Благородный муж не может засиживаться, а также благородный муж не может перестать быть благородным мужем, а стать «просто мужем».

Идеологи Бусидо утверждают, что истинное назначение мужчины – хорошо умереть. Если так, то истинное назначение женщины – хорошо жить. Не случайно мужчины ловчей всего умеют отбирать жизнь, женщины же ее дарят. Мужчине существовать в мире Инь нелегко.

Читать или слушать?

Вышла аудиокнига в начитке Александра Клюквина, которую уже можно скачать. Я и читала, и слушала. Начитана великолепно! Если это ваш формат – смело вбирайте аудиокнигу. Удовольствия получите не меньше, чем от чтения

Станет ли эта книга любимой у Акунина?

Нет, не станет. Я уже решила для себя, что мой Анимус (мужская часть души) останется верен роману «Аристономия», а моя Анима (женская половинка) выбирает ««Другой путь». Но «Не прощаюсь» определенно оставил след в моем сердце.

Что же мне читать дальше?

Пока пару дней походу с послевкусием, а дальне начну выбирать) Можете посоветовать. Буду рада!

Вывод: Достойное завершение непростого пути благородного мужа. «Не прощаюсь» — Акунин, спасибо огромное!


ЛинаN

https://irecommend.ru/content/udruchayushchii-roman-ne-silno-detektivnogo-plana

Прочитала последний детектив из серии детективов Бориса Акунина про Эраста Фандорина «Не прощаюсь», сказать, что была удивлена, это ничего не сказать. Данное произведение меня не то что бы разочаровало, но очень сильно расстроило. Надеюсь, что это последний детектив Акунина об Эрасте Фандорине, по крайней мере, в том состоянии, в котором сейчас находится автор, романы с данным героем ему явно больше писать не стоит. Думаю, такое резкое замечание с моей стороны однозначно требует пояснения.

 

Дело в том, что герой любого романа, особенно если это герой целой серии романов, всегда несет в себе частичку автора, его отражение, возможно, некий идеальный образ себя самого или наоборот. В любом случае, невозможно написать больше десятка произведений о герое, которого не любишь, и Акунин любил своего героя в своих первых произведениях, восхищался им, а вместе с ним Эраста Петровича любила вся его читательская аудитория.

Однако что-то произошло между Фандориным и Акуниным, мы не знаем что именно, нам остается только догадываться, какая внутренняя проблема возникла у автора, но своего героя он явно разлюбил. И дело не только в том, что в последнем романе Фандорин как бы отходит в сюжете на второй план, но и в том, что автор откровенно подтрунивает над своим героем.

 

Фандорин как то неожиданно поглупел. В чем может быть причина такого угасания интеллекта? Автор аккуратно намекает нам на возраст и на любовь, но возраст у Фандорина еще очень далек от маразма, особенно для такого активного человека. А с любовью Эраст Петрович и раньше сталкивался и не один раз, был женат, жил в гражданском браке, но при этом остроты и живости ума не терял, а тут без разрешения и совета жены и шага ступить не может.

Но больше всего меня огорчило даже не столько «падение» любимого героя, сколько общая атмосфера книги. После прочтения «Не прощаюсь» меня охватило острое чувство тоски, одиночества, беспомощности и чувство надвигающейся старости. Не буду говорить, что детектив я беру почитать для того, что бы отвлечься от этих самых неприятных чувств, которые периодически пытаются пробиться в мою жизнь через плотный барьер оптимизма. Скажу о другом, если меня эти чувства посетили только на один день, после прочтения данного романа, то каково было автору, который писал эту книгу с данными чувствами в течение нескольких месяцев.

 

Несомненно, времена и события, о которых автор пишет в книге «Не прощаюсь», были очень сложными и тяжелыми как для страны в целом, так и для каждого отдельного человека. Однако про любое время можно написать откровенно, без прикрас, не теряя оптимизма и веры в людей, и мировая литература имеет массу тому замечательных примеров.

Так почему же данное произведение Акунина получилось таким удручающим? Я думаю, что причина в состоянии самого автора, своего писательского таланта Акунин однозначно не утратил, но где-то растерял весь свой оптимизм, поэтому искренне желаю писателю отбросить в сторону уныние и держать фокус на том хорошем, что есть в его жизни. Ну и, конечно, я, как преданный читатель, буду ждать его новых замечательных работ.


Sergey Petrov

https://otzovik.com/review_6345794.html

Достоинства:

Отличный и легкий язык романа.

Недостатки:

Плоский герой, скучный сюжет.

Сегодня дочитал я новый роман про приключения «благородного господина», как именует автор своего героя, Эраста Фандорина.
Это роман «Не прощаюсь», написанный Борисом Акуниным.
Я, не то чтобы, зачитывался романами про приключения Фандорина, нет.
И Акунин не является моим любимым писателем.
Однако, мною была прочитана вся серия книг про этого литературного героя.
На мой взгляд, среди этих романов есть и очень приличные детективы, но есть и совсем слабые книги.
В романе «Чёрный город» писатель убивает своего героя. И я, не очень этому огорчившись, навсегда попрощался с Фандориным. Что ж, всему есть свой конец.
Однако, совсем недавно, я с удивлением узнал, что в феврале 2018 года должна выйти новая книга из этого цикла.
Впрочем, А. Конан Дойл воскресил своего Шерлока Холмса ещё более века назад, и Акунин решил последовать примеру британского писателя.
И вот, наконец, я купил электронную книгу:
«Не прощаюсь»
Долгожданное продолжение эпопеи про приключения Э. П. Фандорина.
Фанаты и поклонники в восторге, книга сразу названа бестселлером.
Ура! Ура! Ура!
Я не думал, что это будет самый лучший роман из этого цикла. Но, раз я читал все остальные книги, следовало прочесть и эту.
Книга содержит в себе четыре части, названные «правдами»:
— «Чёрная»
— «Красная»
— «Зелёная»
— «Белая»
Действие разворачивается в послереволюционной России.
И писатель описывает нравы анархистов – «чёрные», большевиков – «красные», украинских атаманов – «зеленые», и деникинской армии – «белые».
И вот по всей этой «цветной» лоскутной стране и путешествует наш герой,
Но, вместе с Российской империей изменился и Фандорин.
Теперь, это не тот супергерой, которого читатель привык видеть в других романах.
Если раньше Эраст Петрович был мне скучен, потому что был слишком идеальный, то теперь он вообще никакой.
Он – созерцательный и второстепенный персонаж. Я бы сказал, что он «потерял своё лицо».
Где блистательный сыщик? Где остроумный логик из прошлых книг?
Его нет, кончился.
На мой взгляд, книга, как и герой, тоже получилась скучная.
Читается роман очень неплохо, у Акунина, по-прежнему, бойкое перо и образный, яркий язык.
А вот с сюжетом и главным героем, не задалось.
Не нужно было воскрешать Фандорина!
Он неинтересен даже самому автору, его придумавшему.
Акунин теперь пишет совсем другие книги. А тема детектива, местом действия которого является Россия конца XIX и начала ХХ века уже «исписана» писателем до конца.
Лишний и ненужный роман. Конечно, поклонники Фандорина, для которых только упоминание имени Эраста Петровича уже является гарантией того, что роман – шедевр мировой литературы, меня не поймут. Спорить с ними я не намерен.
Но, кроме того, что книга неплохо написана, похвалить мне ее не за что.


Стоит внимания

https://irecommend.ru/content/roman-shityi-belymi-krasnymi-zelenymi-i-chernymi-nitkami

Как поклонница приключений Эраста Фандорина и его преданного друга Масы, я с энтузиазмом принялись за прослушивание заключительного романа «Не прощаюсь», который должен был ответить на многие вопросы, возникшие в ходе знакомства с фандориадой.

 

Повествование о любимце Фортуны, блистательном сыщике Эрасте Петровиче Фандорине разворачивается на фоне Армагеддона постреволюционной России. Начало книги захватывающее, а потом…

По мере развития фабулы, что-то халтурное стало сквозить в сюжете и образах. В предыдущих романах об Эрасте Фандорине, Акунин поднял своего героя на высокий пьедестал. Благородный, а поэтому уязвимый, Эраст Петрович, в драматических ситуациях мог вызывать уважительное сострадание, но не жалость. В романе «Не прощаюсь» Фандорин словно выдохся, потерял опору во внутреннем и внешнем мире. Куда податься? К красным, белым, зелёным, чёрным, в эмиграцию? Где правда? Есть ли она? И чем жить дальше?

Стойкий и прозорливый Эраст Петрович будто пожух. Либо автору надоел персонаж и это не прежний Эраст Фандорин, а его небрежно состряпанная копия. Либо автор проводит параллель между духовно погибающей Россией и постепенным угасанием Эраста Фандорина.

Атмосфера романа «Не прощаюсь» мне показалась безысходно мрачной. Апокалипсис в России, апокалипсис в душе. Сам персонаж Эраста Петровича, во многих моментах книги, не только растерян из-за жуткой действительности, но и жалок. И приближающая старость здесь не причём. Вызвала досаду и любовная линия, развивающаяся в лучших традициях бразильских сериалов.

Кроме того, любимые герои отодвинуты автором на второй план. А первыми становятся политические перебежчики и движения красного, белого, зелёного и чёрного толка. Эти силы и двигают роман, а вовсе не история Фандорина и Масы.

Лично для меня конец книги горький. Прежде всего из-за метаморфоз, произошедших с Эрастом Петровичем по воле или недоработке автора, и чувства глубокой скорби по судьбе России.

Роман «Не прощаюсь» получился, по — моему мнению, как сшитое белыми, красными, зелёными, чёрными нитками лоскутное одеяло. Сшитое мастерски, с явно коммерческим расчётом. Творение Акунина собрано из множества информационных пластов. Но их явный перебор и по количеству второстепенных действующих лиц, и по наличию сюжетных линий. Многие эпизоды, несмотря на экшеновский антураж, просто вылетают из памяти, не оставляя следа.

Поэтому роман «Не прощаюсь» вызвал у меня недоумение и некоторое разочарование. Читать, безусловно, интересно, познавательно. Стиль изложения интеллектуально выверенный, изящный. Но не захватывает душу. Нет в романе авторского энтузиазма. Не горит он героями. Есть холодно поданный исторический материал, разбавленный любимыми именами Эраста Петровича Фандорина и Масахиро Сибато. Если вы поклонник фандориады, то рекомендую прочитать, без излишне завышенных ожиданий, хотя бы для понимания всех перипетий эпопеи о Фандорине.


Belkavshoke

https://otzovik.com/review_6120362.html

Достоинства:

Сложился пазл с родословной Фандориных

Недостатки:

Как будто автор не знал, как уже распрощаться с главным героем

Это произведение, на мой взгляд, самое скучное из всех книг про Эраста Фандорина. Совершенно не понятно, зачем автор столкнул здесь героев двух разных серий. Мы привыкли к тому, что Фандорин энергичный, разгадывающий любые сложные задачи импозантный мужчина, а здесь после прочтения создалось впечатление, что он просто «постоял рядом». Его присутствие какое-то невнятное и вообще он как будто «сдулся». Единственное хорошо то, что стало по крайней мере понятно откуда взялся Николас Фандорин. Показалось, что герой автору надоел, но надо же было как-то закончить серию.


Аноним1770246

https://otzovik.com/review_6477008.html

Достоинства:

Нет

Недостатки:

Отсутствует захватывающий детектив.

Данное произведение даже на 10% не похоже на все ранее написанные истории про Фандорина. Отсутствует захватывающий детектив. Надо было остановиться на Чёрном городе…