Камера Обскура, Владимир Набоков — отзывы



olga.andrenko

https://irecommend.ru/content/pervoe-proizvedenie-posle-chteniya-kotorogo-khotelos-bezhat-otmyvatsya-istoriya-gde-nikogo-n

Мои попытки прочесть «Лолиту» закончились провалом. Не пошлО, не моё, не прониклась. На долгие годы забыла о Набокове. И вот последнее время слишком часто стали попадаться одобрительные отзывы на его «Камеру обскура». Думаю, ну попробую снова уже в сознательном возрасте взглянуть взрослым взглядом на его истории. «Камеру обскура» я закончила за 2 дня. И пока что ни одно произведение не вызвало у меня столько эмоций. Правда со знаком минус. Справедливости ради признаю, что этот роман – первое его произведение, которое я воспринимала, так сказать, взрослым уравновешенным мозгом. Но судя по характеру впечатлений, он рискует стать и последним, который я читала по доброй воле. Попробую поделиться испытанными эмоциями.

Часто, когда я читаю тот или иной роман, у меня в голове возникает ассоциативный кинематографический ряд, которым, как мне кажется, можно было бы проиллюстрировать произведение. «Камеру обскура» однозначно мог бы изобразить фильм Балабанова «Про уродов и людей». Именно такие кадры в сепии я видела в сценах ходьбы главной героини по городу, ее диалоги с персонажами, обстановки квартир… Период арт-деко в моде и интерьере после закончившейся с началом Первой мировой войны блистательной эпохой модерна. И тотальный абсурд и помешательство, сюрреализм Дали и Луи Бунюэля, который сильно бьет по нервам.

Я отнюдь не ханжа, приемлю многие виды отношений между людьми. Но никогда не смогу поверить в истинность чувств мужчины возраста 40+ к девочке-подростку. И еще больше не могу поверить людям, которые в описываемой истории видят именно всепоглощающую любовь главного героя в малолетней потаскухе. Мне кажется, под видом любви там выставляется что угодно: фантазия, похоть, тяга к разнообразию в жизни, новизна такого опыта, иллюзии, зависимость и т.д. Наверное, именно поэтому это произведение вызвало у меня такое омерзение и желание сразу пойти в душ после того, как я откладывала книгу.

Пару слов о сюжете

Насколько мне хватает осведомленности о «Лолите», я могу предположить, что с «Камерой обскура» у нее много общего. Снова тяга зрелого мужчины к рано повзрослевшей нимфетке. Мне кажется, читай я этот роман в таком же возрасте 40+, чувство, когда внутри все скручивает от омерзения, невольные подозрения своего спутника в потенциальной возможности «выкинуть» нечто подобное, боязнь быть так же преданной усилились бы многократно. Хотя я явно их прочувствовала и находясь на своем нынешнем этапе.

Живет такой себе обычный богатый немец Бруно Кречмар со своей женой Аннелизой и 9-летней дочкой Ирмой. Живут благополучно, не нуждаются, ребенок хороший и все вроде бы хорошо. Только вот заскучал со своей покладистой и мягкой женой Кречмар, захотелось ему новизны, впечатлений ярких и понесла его нелегкая за смазливой мордашкой 16-летней Магды Петерс. И если вам кажется, что такая связь закончится максимум разводом зрелой супружеской пары, то «обнадежу» — все гораздо гаже, подлее, трагичнее.

Главные герои

Основные персонажи образуют не совсем классический любовный треугольник.

Бруно Кречмар – искусствовед, зрелый, до некоторого времени порядочный семьянин и любящий отец, которого тянет на малолеток. Слабый, безвольный тюфяк, живущий всю жизнь в той самой «камере обскура».

Магда Петерс – та самая 16-летняя нимфетка, которую собственные родители дружно пинком выгнали из семейного гнезда и в силу большого желания иметь все и сразу не прикладывая усилий, она почти сразу становится содержанкой взрослых и даже старше мужчин. Не имеет никаких моральных тормозов, принципов и хорошего вкуса. Вульгарная, глупая во всем девка, во всем, что не касается вопроса «слупить деньжат» с очередного слюнявого «папика». Персонаж, который едва ли не больше всех из этой троицы заслуживает быть отлупленной бейсбольной битой и выброшенной в какое-нибудь болото.

Горн – некогда популярный американский карикатурист, еще один поклонник Магды, у которого свои планы и на нее, и на Кречмара. Поражает своей мерзостью и тем, что нет такой гадости, которую он не мог бы совершить чисто из желания посмеяться. А смешат его поистине дикие вещи.

Почему мои впечатления о романе сугубо негативные?

Чаще всего, когда я читаю классику (а ее я читаю лишь потому, что только ей удается вызывать у меня сильные чувства и новые мысли), я чувствую и иногда даже могу определить, чем меня обогатило то или иное произведение. Мне нравится, когда литературе удается пролить свет на какие-то взгляды и идеи, которые раньше не приходили мне в голову, мне нравится ее тонкая «воспитательная» черта, люблю, когда книги побуждают к каким-то созидательным чувствам или действиям.

«Камера обскура» же стала для меня сугубо разрушительным произведением. В нем не нашлось и крохи чего-то светлого и доброго (ну кроме благородства и милосердия Макса в конце), описанные события без преувеличения отвратительны, мерзки и вызывают один лишь вопрос: «Чего автор хотел добиться, выстраивая такие декорации?». Поучить всех, что взрослые дяди не должны спать с малолетками? Ну да, прям Америку открыл. Что люди склонны обманываться и жить в своих иллюзиях? Хорошо, но у той же М. Митчелл как-то получилось раскрыть темы иллюзий, не погружая читателя в самую кучу грязного нижнего белья. Неужели популярности можно добиться, непременно вымазывая своих персонажей и читателя заодно в самой вонючей грязи?

Последние глав 8 у меня было четкое ощущение, что Набоков со злорадным хохотом раз за разом окунает меня в нечистоты, я уже захлебываюсь, становится трудно дышать, а он все глубже и глубже меня погружает, словно наглядно показывая, что у человеческой чудовищности и мерзости нет дна.

Порой мне приходило в голову, что и Набоков в свое время смекнул, что если в повествование он введет максимальное количество гнусных, отвратительных человеческих пороков, подлости, издевательств, то популярность такой истории обеспечена. Такой себе книжный вариант «Пусть говорят» ХХ века, где все спят друг с другом, изменяют, обманывают и ждут денег. Ну примитивно же! И по завершению романа возникает единственный вопрос: «Зачем было написано это произведение?». И правда ли, что человек может поделиться лишь тем, чем он наполнен? Если это так, то даже не хочется думать о внутреннем наполнении автора.

Язык автора. Знаю, что многие восхищаются, расхватывают на цитаты Набокова. Вот честно, не знаю. После великолепной поэтичности и какой-то звенящей меткости аллегорий и образов Бродского манерой изложения Набокова я как-то не прониклась. Единственное достоинство – он правда пишет легко. Это вам не тяжеловесный Гюго. Он обходится без обстоятельных описаний, выхватывает четкие действия. И иногда мне даже казалось, что читаю какой-то следственный протокол дела, так просто и безжизненно изложены поступки и действия персонажей. А эмоциональную нагрузку им дает ваше собственное воображение и чувствительность.

Примерно 26 глав из общего объема в 31 главу не было и погружения в мысли и внутреннее состояние героев. В последних 4-5 главах лишь открывается навсегда утративший свет мир Кречмара, а, судя по поступкам и поведению Магды и Горна в этих главах, в их внутреннем наполнении и так всю жизнь была беспросветная тьма. И о том новом состоянии и ощущениях Кречмара было еще и очень больно читать. И к концу к уже привычному отвращению добавилась еще и боль. Превосходное сочетание!

И, подводя итог всему вышесказанному, я впервые не могу определиться, советовать ли это произведение.

Понравилось ли мне оно?

Однозначно, нет.

Вызывает ли оно эмоции?

Абсолютно точно да. И сильные. Только эмоции эти со знаком минус.

Внесло ли это произведение что-то хорошее в мою жизнь?

Нет, нет и еще раз нет. После его прочтения долго не покидало чувство, что тебя облили плотно грязью и помоями.

Стоит ли знакомиться с этим автором?

Наверное, для повышения осведомленности, расширения кругозора и чтобы сформировать собственное мнение о манере написания Набокова, стОит. Но будьте готовы и к не самым приятным эмоциям в процессе чтения. Если, конечно, у вас нет ничего общего с Магдой и Горном. Да и с Кречмаром тоже.


Piksavlad

https://irecommend.ru/content/chto-takoe-kamera-obskurapochemu-takoe-nazvanie-proizvedeniyashchekochet-nervy-po-nabokovski

Роман Набокова «Камера обскура» это что-то невероятное. Любителям спокойного чтения не рекомендуется. Щекочет нервы достаточно сильно,по набоковски. Сюжет достаточно простой,измена,предательство,но Набоков мастер слова и спокойно читать просто невозможно,одни эмоции. Немного о создании романа.Впервые опубликован в 1933 году.Позднее писатель подготовил другую версию романа,с другими именами, возрастом главной героини. И доугим названием «Смех в темноте».Данный роман писался в расчете на экранизацию. В 1969 году был снят фильм «Смех в темноте» режиссера Тони Ричарсона.

Роман «Камера Обскура» о патологической любви,физической,а главное духовной слепоте. Что же такое камера обскура?С латинскогоипереводится как темная комната.

Камера обскура- простейший вид устройства,позволяющего получить оптическое изображение объектов. Представляют собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном.Лучи света,проходя сквозь отверстие создают перевернутое изображение на экране.

У Набокова в оптическое изображение попадают несколько героев,оказывающихся в лучах света:

Кречмар- человек,предавший своих близких,главное свою дочь(жен может быть много,но дети всегда родные),не пришедший даже на ее похороны. Его чувства — патология,от которой не избавиться. И конец логичный,он бы все равно не смог так дальше жить. Он вызывает тошноту,неприятие. Как про него говорит его любовница — дурак.

Магда- малолетняя проститутка,думающая как бы получше устроиться и на полную катушку использующая страсть главного героя. Можно ли ее во всем обвинить и чья вина,что она стала такой? Думаю,что нет и отпечаток на ее поведение накладывает ее прошлое,семья.

Горн- любовник Магды. Злой и циничный человек. Получающий огромное удовольствие от неловкости или несчастья другого человека. Всех использует.От его поступков прямо мурашки по телу.

Про дуэт Магды и Горна можно сказать одно-мерзость,гнусность,тошнота.

Самый светлый персонаж,вызывающий симпатию- Макс.

Бурю эмоций можно испытать,а также о многом задуматься и извлечь уроки,читая этот роман Набокова.


Bachelorette Buuffalo

https://irecommend.ru/content/o-lyubvi-kak-o-bolezni

Об этом произведении я узнала по совету знакомого.

Сама по себе книга небольшая, всего 150 страниц.

Надо заметить, сюжет захватил сразу же, без долгих рассусоливаний, как это бывает в других книгах в начале. Язык писател изящнейший: все острые моменты заменялись рядом точнейших метафор, которые вызывали определенные чувства. Тут правда подавалась осторожно, на блюдце, с приглашением, а «не кидалась как грязное полотенце».

Впечатление, которое оставила эта книга? Как после выхода из кунст-камеры. Опустошенность, задумчевость, грусть. После такой книги нужно срочно читать что-то веселое, ибо думы о ней заведут в еще более глубокие норы человеческой мысли.

Тогда для чего же нужно читать подобные книги? Я пока не нашла ответ на этот вопрос. О людских пороках мы слышали, представление имеем. Понять причину произошедших событий в книге сложно: во-первых, потому что на эти ситуации можно смотреть с разных точек зрения, во-вторых, попади другой человек на место Кречмера (главного героя), то, как знать, смог бы он исправить непоправимое, не зная результата.

За что же был наказан Кречмер? За то что доверял человку, которого любил? Или за досаждающие мысли, приходящие ему в голову? Но ведь он не мог контролировать поток своих идей.

И все же это не первое произведение, где любовь — это болезненное затмение, вспышка, гасящая разум.

А вот еще парочка отзывов о неплохих книгах:

Игра Ангела, Карлос Руис Сафон захватывающая история-детектив

«Дьявольские куклы мадам Мэндилип / Гори, ведьма, гори!» Абрахам Грэйс Меррит ужастик о куклах

«Короли-пустынники» Джордж Мартин фэнтэзи с элементами детектива

«Когда рассеется туман» Кейт Мортон исторический роман в английском стиле


Экзистенция

https://irecommend.ru/content/im-vladelo-odno-zhelanie-vo-chto-ni-stalo-seichas-zhe-razyskat-magdu-sudba-ne-imela-prava-po

Продолжаю восхищаться Набоковым, поглощая роман за романом. Итак, на данный момент это «Камера Обскура» — не самый сильный, но написанный все тем же цветущим набоковским языком о все таких же сложных жизненных перипетиях, в которых есть виновные и наказанные.

Здесь, уважаемый читатель, речь пойдет о забавной логике жизни. Точнее, о таком ее явлении, как бумеранг. Еще это называют кармой. Когда человек делает больно другим людям, и это зло возвращается с удвоенной, а то и утроенной силой.

Это не впервые, но мне главного героя ни капли не жаль. И вы меня поймете, прочитав роман. К слову, он небольшой. Вначале я прочла его на бумаге, а затем — в формате аудиокниги, где бархатный голос чтеца раскрывал для меня упущенные по той или иной причине детали. Было вкусно.

Не могу не провести параллель с романом одного из моих любимых писателей — Теодора Драйзера. Речь идет о произведении «Сестра Керри». Параллели очевидны. Однако, если закрыть глаза на Каролину Мибер (драйзеровская Керри), Магда из романа «Камера Обскура» представляется мне той же Лолитой, только повзрослевшей.

Пожалуй, пора перейти к главным героям.

Кречмар — абсолютно женат и у них с женой есть маленькая дочь, не достигшая еще возраста подростка.

Им владело одно желание: во что бы то ни стало, сейчас же, разыскать Магду — судьба не имела права, посулив такое блаженство, притвориться, что ничего не обещано.

Магда. В самом начале ей всего 16 лет, но женщиной в моральном смысле этого слова она стала весьма рано. Эта хитреца, это умение извлечь для себя выгоду…

«Какой ты трус. Помни, что если я к тебе приду, то поцелую«.

Вокруг этих двоих и крутится весь роман. И знаете, ни один персонаж не вызвал у меня ни симпатии, ни сожаления, ни сочувствия. С каким-то злорадством я ожидала, как на чью-то голову опустится тяжелый молот кармы.

Разнузданность этой шестнадцатилетней девочки лишь обострила его счастье — уже по тому, как она сводила лопатки, мурлыкала, закидывала голову, когда он только еще раздевал ее, щекотал ее губами, Кречмар понял, что не холодноватая поволока невинности ему нужна, а вот именно эта резвая природная отзывчивость.

♕ ♕ ♕

Легкая, ловкая, с темной прядью вдоль уха, с вытянутой после броска рукою в сверкающей браслетке, Магда виделась ему как некая восхитительная заставка, возглавляющая всю его жизнь.

Все-таки недаром на последнем, самом тяжком круге ада Данте разместил тех, кто предал доверившихся. Есть в этом соль и правда жизни. И мудрость, которая не вбивается в головы, а рождается в них с опытом.

Этот роман прозаичен до невозможности. Как и «Король. Дама. Валет», этот роман принадлежит к берлинскому циклу Набокова, и в них есть схожесть. Та же туманная лазурь, неверность, страх быть разоблаченным и блаженство единения с пассией (иначе и не назовешь).

Кому бы я порекомендовала этот роман? Всякому читателю. Мужчинам, женщинам, юношам и девушкам. Тем, кто стоит на пороге адюльтера. Помните: чтобы начать что-то новое, стоит закончить предыдущее. Иначе вас запросто придавит этим комком жизненной прозы.

В.В., I love you.


marfusea1989

https://irecommend.ru/content/sinitsa-v-rukakh-ili-zhuravl-v-nebe

Здравствуйте)

Данный отзыв про прочитанную мною книгу Набокова «Камера Обскура».

Читается легко, объем небольшой.

За день я ее прочитала.

Перейдем к моим впечатлениям.

Советую ли я ее ? Нет.

Она меня не впечатлила, начала ее читать, оценив отзывы многих людей.

Чуть-чуть о сюжете, возможно, вам покажется интересным)

Сюжет разворачивается вокруг 3 основных героев- это Магда, Кречмар и Горн.

Книга о любви, об изменах, о людских пороках, безнравственности и отчасти жестокости.

Не буду спойлерить, чтобы все-таки интерес к прочтению остался)

Главные мысли, которую я извлекла из этой книги (не взирая на то, что я не под впечатлением, из книг нужно выносить уроки):

  1. Всё рано или поздно становится явным
  2. За 2 зайцами погонишься, никого не поймаешь (это я ассоциирую с концовкой романа)
  3. Любовь затмевает разум. Когда ты любишь, ты всячески оправдываешь человека