Собор Парижской Богоматери, Виктор Гюго — отзывы



DoctorNina

https://otzovik.com/review_6099351.html

Достоинства:

сюжет, драма

Недостатки:

нет

Добрый день моим читателям! Гостей страницы также приветствую.
Расскажу сегодня еще про одну из моих любимых книг и произведений. «Собор Парижской Богоматери» Я прочла впервые, будучи школьницей. Тогда очень популярным был мюзикл, причем и французский, и русский. Много шума было, ну и как тут не прочитать. Книга достаточно большая, а я тогда не очень любила читать. И какое же было мое удивление, когда я взахлеб прочла, не отрываясь на мелочи (школа, уроки, сон и еда только).
История любви, любви разной, трех людей к одной женщине. История Парижа со всеми красотами архитектуры. Супер!
Ну а когда я побыла первый раз в самом соборе одноименном, то я просто влюбилась в Гюго и в это произведение. Я считаю его классикой.
Спасибо за внимание к моим отзывам! Всем хорошего дня! А всех мужчин с праздником!!!


Rita Mara

https://otzovik.com/review_10070764.html

Достоинства:

Литературный язык, сама история, сюжет, заставляет задуматься, анализирует чувства и поступки людей.

Недостатки:

Тяжеловестно написано, много трагических, мрачных моментов.

Доброго времени суток, уважаемые друзья и читатели моего отзыва! Сегодня произведением, ставшим объектом моего анализа, станет роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», один из самых романтических романов этого автора. Хотела бы сказать немного о том, как я вообще узнала об этой истории. А произошло это благодаря песне, которая была очень известна и играла на всех радиостанциях лет так десять назад.» Я душу дьяволу продам за ночь с тобой» в исполнении Вячеслава Петкуна, Александра Голубева и Антона Макарского. Песня эта популярна до сих пор, а уж в то время её известность просто зашкаливала. Многие тогда очень захотели ознакомиться с оригиналом — романом Виктора Гюго и узнать историю красавицы цыганки Эсмеральды. Я тоже очень хотела, но прочитала роман в итоге только лет через пять. А есть ещё знаменитая экранизация 1956 года, в котором роль роковой цыганки исполнила прекрасная итальянская актриса Джина Ллолбриджида.
Виктор Гюго — это великий французский писатель. Славу Гюго сложно переоценить — его знают во всем мире. По его книгам ставят мюзиклы, снимают фильмы, его пьесы идут в театрах. Истории, рассказанные Гюго, не имеют срока давности. А образы, им созданные, стали практически нарицательными. Его романы «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется» — это как огромные полотна, на которых прослеживаются судьбы людей на фоне крутых поворотов истории.
Главенствующую роль в романах Гюго зачастую играют как будто бы даже не конкретные персонажи, а скорее образы, людские нравы и атмосфера, что-то такое не совсем напрямую человеческое. В «Соборе Парижской Богоматери» такая роль отводится самому Парижу и упомянутому в названии собору, но точно никак не определённым лицам. Да, последние меняют ход истории и коренным образом влияют на сюжет, но первостепенными всё-таки являются именно сторонние безучастные наблюдатели: множественные любители хлеба и зрелищ, предметы, улицы, здания.
К сожалению, мне пока не довелось побывать в одном из самых прекрасных городов мира — Париже. А вот те, кто там был, наверное могут читать этот роман с большим восхищением, потому что с локациями, описанными в романе вы уже будете более-менее знакомы, пусть и с современной точки зрения.
Но перейду к самой книге, напрямую повлиявшей на судьбу знаменитого собора. Существует мнение, что именно после выхода романа «Собор Парижской Богоматери» сторонники сноса собора отступили, а в обществе пробудился невероятный интерес к культурным памятниками. Были, конечно, некоторые места в романе, которые было сложновато и непонятно читать — это про Париж с высоты птичьего полета и про сам Собор Парижской Богоматери. Так что будьте готовы к очень длинным предложениям, это раз. Гюго, кажется, так увлекался, что забывал, когда начал предложение и с чего он его начал. Очень много описаний, подробных — это как раз к Парижу и Собору, на описания которых автор щедро потратил по целой главе.
Меня эти главы даже немного пугали — я понимала, что даже пытаясь представить все это в своем воображении, не могу этого сделать. Мне ни о чем не говорили названия улиц, городов, а архитектурные термины мне были вообще незнакомы. Но то, с каким восхищением, упоением автор предавался Парижу, Собору, меня тоже заставило восхищаться и хоть в малой степени, но я попыталась представить красоту и мощь Собора, а также Парижа в целом. Но литературный язык у Виктора Гюго довольно сложный.
Действие романа (по замыслу автора происходит около 400 лет назад, то есть в конце XV века).
Главные же герои в человеческом облике – цыганка Эсмеральда, горбун Квазимодо, священник Клод Фролло, военный Феб де Шатопер, поэт Пьер Гренгуар. В персонажах я надо сказать, поначалу путалась. Они не были столь многочисленны, но что-то такое непреодолимое всё равно стояло между мной и ориентацией среди всех них. Однако с ходом повествования всё больше и больше их образы откладывались у меня в голове вместе с именами. Пьер Гренуар – философ, трус и драматург; Клод Фролло, прекрасно обученный и поначалу добрый священник, устроивший урода Квазимодо из жалости работать в соборе, но впоследствии совершенно развращённый неудачными попытками добиться своей цели, а потому превративший всё то светлое, что у него было, в абсолютный мрак, погубивший не только его самого, но и ещё несколько жизней; Феб де Шатопер – солдат, пьяница и говоря простыми словами бабник.
Всех вышеупомянутых героев объединяет любовь, но у двух мужчин в окружении цыганки это, конечно, скорее физическое влечение – к Эсмеральде в тот или иной момент произведения, а по совместительству единое зло – неумеренный эгоизм, который они, однако же, раскрывают с совершенно разных сторон.
Эгоизм Гренуара какой-то даже больше неосознанный, нежели у остальных. Гренуар, был спасён Эсмеральдой от смерти, однако для него нечто такое было чем-то, что называется, «в порядке вещей». Он вроде как и был влюблён в Эсмиральду, но притом являлся абсолютным трусом: его жизнь была для него главной ценностью, так что ему очень важно было остаться целым и всегда выходить сухим из воды, и на самопожертвование во имя своей любви, он был не способен.
С помощью второго персонажа Виктора Гюго раскрывается слоган «не достанется мне, так не достанется же никому» раскрывает эгоизм жадный. Очень интересен, кстати, тот путь, который преодолела влюблённость Клода, до тех пор, пока не обернулась разрушительным собственничеством с примесью ненависти к объекту своего желания. Многие ли из нас, верующих людей или атеистов, осознают всю глубину разницы между православным и католическим миром. Всю бездну восприятия, которая не дает воссоединиться двум Церквям во Христе? В данном произведении это разница видна, как никогда. Замкнутый, мрачный, даже немного зашоренный в собственных избыточных представлениях о морали (это личное мое мнение, не претендую на истину в последней инстанции) священнослужитель Клод Фролло живет исключительно одной своей верой в Бога, по факту отрицая все человеческое, и считая все это проявлением мирского, кознями дьявола, или слабостью духа.
Именно такие люди, оказываясь у власти, устраивали религиозные войны, или походы против соседей. которые не правильно молятся богам, или не так поют мантры. Этим людям не понять то, чем живет, и чему радуется простой смертный человек. Но в то же время, им очень хочется испытать эти самые грешные, земные радости. Но они не могут и от этого люто ненавидят тех, кто может, смеет быть счастливым.
Ведь, в отличие от православного мира, где священнослужителю позволено быть семьянином, католический священник лишен всего этого, полностью сосредоточившись только на сухой молитве. Ему остается только следовать сухому закону, и догмам. И это ужасно! Хотя, если честно, то мне не было жаль этого человека. Ведь встретив в своей жизни любовь, он не понимает этого. Списывает все на козни дьявола, и ненавидит.
С другой стороны молодая и ветреная цыганочка, прекрасная как райский цветок, и ничего не знающего о низменном и грязном мире. Несмотря на её образ жизни, несмотря на то, что вместе с остальными братьями и сестрами своего племени она колесит по миру многие вещи для нее кажутся непонятными и непривычными. В Эсмеральде автор пытался показать чистый и невинный сосуд, который можно наполнить, как чистотой и светом, так и скверной, разрушающей не только тело, но и душу. И чем по сути и занимается молодой ветренный фигляр и просто «мажорчик» этого произведения. Да, он молод, горяч, прекрасен взором и телом. Таких недаром называют Аполлонами Античности. По ним делают скульптуры, изображая древних Богов. Про них пишут оды, восхваляющие их ратные подвиги. И именно эти «Аполлоны» жгут города, грабят бедных, и насилуют женщин при взятии города. Ведь они победители! Может быть я не права, но у меня данный персонаж не вызывал никаких положительных ноток. Только отрицание и презрение. В лице капитана Феба мы видим третьий вид эгоизма, в котором выражаются низменные, плотские желания человека. По сути, всё, что нужно было Фебу – заполучить молодую красавицу Эсмеральду. Однако же со временем его пыл быстро остыл, а он сам легко переключился на другую даму. Но именно он был единственным, кого юная цыганка полюбила, хотя любить его было не за что, и эта любовь привела её к гибели.
Теперь подробнее об Эсмеральде и Квазимодо. Они тоже абсолютно разные, но тем не менее довольно схожи своими судьбами.
Горбатый, одноглазый, глухой и презираемый всеми урод-звонарь с горбом на спине и великолепная, яркая, сводящая с ума мужчин и заставляющая женщин завидовать её красоте танцовщица. Оба сироты, оба ненароком заставляют людей обращать внимание на себя, и внимание это, к сожалению, не всегда ведёт к приятным последствиям.
О Квазимодо в этом плане вообще и речи быть не может: для народа он шут, очередной урод и сам дьявол; люди смеются, но за их смехом скрывается их же первобытный страх. Эсмеральду попросту же в то «тёмное» время считали ведьмой. Да ещё и эта её необычная дрессированная козочка Джали в довесок, дополнительный мотиватор для слухов.
Любовь и трагедия очень часто идут рука об руку. Эсмеральда не замечала (или не хотела замечать) того, кто любил её по-настоящему, а сама любила того, кому никогда не была нужна. Для него она была лишь игрушкой, но когда игрушки ломаются, или когда от них уже получил всё, что хотел, то их выбрасывают и забывают. Финал романа, конечно, трагичен и он утверждает одну истину. Счастье нельзя получить силой. Его нельзя вымолить или заставить подарить. Если сердце не способно на щедрость и бескорыстие, если его переполняет зависть и злоба, то такое сердце может причинить только боль. И не важно в какую оболочку оно обрамлено – далеко не всегда красота внешняя созвучна с внутренней красотой. И не обязательно внешнее уродство должно отражаться на внутреннем мире.
Резюмируя сказанное — нравится ли мне это произведение? Одновременно и да, и нет. Я с удовольствием прочитала его два раза и посмотрела фильм Жана Деланнуа. Я пролистала его перед написанием данного отзыва. Но буду честна. У меня нет этой книги на полке. Это та самая одна из книг, которая лично у меня вызывает лишь странное чувство меланхолии, и разочарование в людях, которое не несет никакого желания развиваться или двигаться дальше. И это печально.
Но это классика и этим всё сказано. А классика необязательно должна пахнуть розами, и райскими амброзиями, потому что и земная жизнь пахнет немного иначе…
Поэтому рекомендовать данное произведение к прочтению всем тем, кто ещё его не читал, я буду. Роман заставляет задуматься, пересмотреть некоторые свои моральные ценности.
Спасибо за внимание к моему отзыву! До новых встреч на сайте Отзовик!


Marta-Mars58

https://otzovik.com/review_4226476.html

Достоинства:

Во всем

Недостатки:

Как таковых не нашла)

Всем доброго времени суток!
Хочу поделиться с вами своим отзывом про замечательную книгу «Собор парижской богоматери», автор произведения Виктор Гюго.
Кто же не знает эту удивительную историю про цыганку Эсмеральду? Лично я знала про нее еще с детства по мультфильмам и сказкам, однако признаюсь, именно эту книгу я прочитала только в этом месяце и мне даже немного стыдно за это)
Книга по истине врлшебна и интересна, она погружает нас в ту эпоху старинного, средневекового Парижа, который наполнен множеством тайн.
Однако есть в этой книге и те моменты, которые лично меня заставляли немного скучать, например, целые главы отведенные описанию самого собора, отклоняясь от истинного содержания книги, хотя я и не спорю, что это тоже важно и дополняет полный образ картины, к тому же и восполняет некоторые исторические пробелы в моей голове)
Я с большим удовольствием прочитала данную книгу и рекомендую ее вам!


Кристалл

https://otzovik.com/review_10307983.html

Достоинства:

хорошее описание героев, интересно, познавательно

Недостатки:

есть очень долгие описания

Честно, надоела мотивационная литература. Поэтому я решила прочитать роман » Собор парижской богоматери» Виктора Гюго.
Начало немного затянуто мне показалось, я все ждала завязку какую-то и она была, а потом было долгое описание города Парижа, где что расположено, на каком берегу, где площадь, а где ворота, тоже затянуто, я ничего не запомнила, но думаю, что как историческая информация это очень полезное описание. Для тех кто ценит такое, обязательно понравится. После этого уже было интересно читать роман, я ждала и надеялась концовку.
Хочется теперь посетить данный собор, описанный в романе. Еще и песню теперь буду слушать осознанно, точнее понимая про что там поют, я про ту песню которую поют на русском.
Понравилось, как описаны герои, их одежда, образы, как они общаются, так что можно представить все как в реальности. Так же и чувства героев понятны или хорошо описаны.
Стиль автора мне понравился, читать в принципе легко.
Желаю всем хороших книг!


Gorillaz 300

https://otzovik.com/review_7220908.html

Достоинства:

Вся книга.

Недостатки:

Их может найти только невежда.

Я люблю читать, в особенности классическую литературу. Давно хотела прочесть «Собор парижской богоматери», но все мне говорили, что это-серьезная литература и я могу не понять сюжет. Но я решила изучить книгу, которая впоследствии вошла в мою золотую коллекцию. И вы не поверите, но я прочитала весьма тяжелый роман Гюго, не отрываясь, всего за четыре часа!
Книга увлекает, магическим образом перенося в средневековый париж, заставляет сопереживать Квазимодо и Эсмеральде, осуждать поступки Клода Фроло и Феба де Шапотера. Язык автора великолепен, читается благодаря интересному сюжету легко.
Господин Виктор Гюго поднимает в своей бессмертной книге важные темы: грубость и некультурность тех времен(глухой судья, большинство жителей Парижа-бедняки, продажная полиция), смысл фразы :»Зачем вы, девушки, красивых любите-не постоянная у них любовь», тем самым противопоставляя доброго и отважного, но уродливого Квазимодо и красивого, но бессчестного Феба.
Больше всех персонажей мне понравилась Эсмеральда, а как мне было жалко ее в конце!
Готова ли я перечитывать сей роман снова и снова? Конечно же!
Советую ли прочесть всем? Да!


Sander

https://irecommend.ru/content/dochital-cherez-nikhochu

Хожу сегодня весь день напеваю belle из русского мюзикла «Собор Парижской Богоматери» и вспомнил свои впечатления после прочтения этой книги. Вот и решил все изложить здесь. Признаюсь, никогда бы не прочитал эту книгу, если бы не её известность в мировой литературе. А так попалась она мне в руки случайно и я решил что я просто не имею права не знать содержания такого известного на весь мир шедевра Виктора Гюго. Читал книгу очень долго, с недельными перерывами и с желанием, на каждой странице, бросить эту затею. Причина в том, что больше половины произведения занимает подробное описание Парижа тех времен. Причем это описание тяжело читается-долго приходиться рисовать у себя в голове например площадь, улицу, или там здание, которое описывалось. Но тут я ни в коем случае не грешу на автора произведения,- возможно просто так его перевели на русский, может книга на родном языке автора читается проще. Ну и некоторые моменты, которые больше всего запомнились, такие как например женщина, сидящая в заточении. Ну с первых строк её описания было уже понятно что она мать Эсмиральды, а автор это раскрыл только в конце романа и все это время писал о, якобы, какой то «левой» женщине, хотя все понимали кто она. Ну и конечно печальный конец произведения. Нет, конечно, такое бывает во многих творениях, но это, как правило более ярко и эмоционально описано. И не совсем понятно, как характеризуют книгу мировые критики как торжество добра над злом после такого окончания. Несмотря на это произведение нельзя осуждать, так как написано оно не в наше время. Возможно книга характеризовала нравственные характеры тех времен, которые мы сейчас не можем понять.
Не забываем, что это не критика, а всего лишь мой отзыв.


††Ищущи醆

https://irecommend.ru/content/v-etom-serdtse-zvuchit-vse-ta-zhe-struna-struna-samaya-zataennaya-samaya-chuvstvitelnaya-no

Доброго времени суток мои дорогие читатели. Я решил начать выполнять данное некогда обещание одному хорошему человечку написать отзывы на некоторый список книг, который мне любезно был предоставлен. И пускай у меня не так много свободного времени, как хотелось бы самому. и еще столько не прочитанных книг, но данное обещание надо выполнять, не так ли? Поэтому я решил начать со школьной классики, вначале немного освежив свое сознание, и выборочно перечитать книгу. Не всю разумеется, а по выдержанным главам.

_______________________________

Я не хочу идти путями многих романтически настроенных людей, которые увидели в этой истории трагическую историю любви,которая принесла несчастья всем участникам этакой «групповой» истории. Не имею в виду ничего низменного или пошлого, но согласитесь, что здесь даже не любовный треугольник возник, а не что большее.

В этом городе, как в пандемониуме, казалось, стерлись все видовые и расовые границы.

Какие вопросы поднимает данное произведение, и что именно хотел рассказать нам бессмертный автор, который подарил миру много сильных историй? Честно говоря, я не знаю. Именно эта история зацепила меня несколькими пунктами, которые я постараюсь сейчас высказать, не впадая в спойлеры, которые запрещены сайтом и правилами.

Больше часа, не пошевельнувшись, просидел он так, пристально глядя на опустевшую келью, мрачнее и задумчевее матери, сидящей между опустевшей колыбелью и гробиком своего дитяти.

— Многие ли из нас, верующих людей или атеистов осознают всю глубины разницы между православным и католическим миром. Всю бездну восприятие, которая не дает воссоединиться двум Церквям во Христе? В данном произведении это разница видна как никогда. Замкнутый, мрачный, даже немного забитый (это личное мое мнение. не претендую на истину не в коем случае) священнослужитель живет исключительно одной своей верой в Бога, по факту отрицая все человеческое, и считая все это проявлением мирского, кознями дьявола, или слабостью духа.

Именно такие люди, оказываясь у власти, устраивали религиозные войны, или походы против соседей. которые не правильно молятся богам, или не так поют мантры. Этим людям не понять то, чем живет, и чему радуется просто смертный человек. Добродетель для них просто пустой звук, а любовь. Что же. Настоящую любовь уже показал и принес в этот мир Спаситель, а все остальное лишь искусы лукавого, желающего заманить нас в свои сети.

Ведь, в отличие от православного мира, где священнослужителю позволено быть семьянином, католический священник лишен всего этого, полностью сосредоточившись только на сухой молитве. Ему остается только следовать сухому закону, и догмам. И это ужасно. И если честно, то мне жалко этого человека. Ведь встретив в своей жизни любовь, он не понимает этого. Списывает все на козни дьявола, и ненавидит. Это ужасно.

Сомнительно, чтобы во всей вселенной было что-нибудь отраднее тех чувств, которые пробуждаются в сердце матери при виде крошечного башмачка ее ребенка.

— С другой стороны молодая и ветреная цыганочка, прекрасная как райский цветок, и ничего не знающего о низменном и грязном мире. Несмотря на ее образ жизни. несмотря на то, что вместе с остальными братьями и сестрами своего племени она колесит по миру многие вещи для нее кажутся непонятными и непривычными. Что для меня, так автор пытался показать чистый и невинный сосуд, который можно наполнить как чистотой и светой, так и скверной, разрушающей не только тело, но и душу.

Тот ад, в котором будешь ты, — мой рай!

— Чем по сути и занимается молодой ветреник, фигляр и просто мажорчик этого произведения. О да. Он молод, горяч, прекрасен взором и телом. Таких недаром называют Аполлонами Античности. По ним делают скульптуры, изображая древних Богов. Про них пишут оды, восхваляющие их ратные подвиги. И именно они жгут города, грабят бедных, и насилуют женщин при взятии города. Ведь они победители. Может быть я не прав, но у меня данный персонаж не вызывает никаких положительных ноток. Только отрицание.

Человеческое сердце может вместить лишь определенную меру отчаяния. Когда губка насыщена, пусть море спокойно катит над ней свои волны — она не впитывает больше ни капли.

-И последний персонаж. Несчастный и уродливый горбун. Чудовище и ужас города. Монстр в глазах простых людей, которые считают его порождением ада.Самый сильный персонаж. Когда я впервые читал эту историю, то я плакал. Мне действительно было жалко этого несчастного человека, в лице которого собрана вся боль и унижение всех тех обездоленных и несчастных калек. Смеясь, издеваясь или прогоняя их из-за телесного увечья, мы тем самым показываем свое собственное увечье. Душевное. В то время как он наиболее человечен во всем это произведении.

Да и что такое смерть, в конце концов? Неприятное мгновение, дорожная пошлина, переход из ничтожества в небытие.

Нравится ли мне это произведение? Одновременно и да, и нет. Я с удовольствием читал его несколько раз еще в школьные годы, пока я был юн. Я перечитывал его перед написание данного отзыва. Но будем честны. У меня нет этой книги, и скорее всего я не буду покупать ее в свою домашнюю библиотеку.

Это та самая одна из книг, которая лично у меня вызывает лишь странное чувство меланхолии, и разочарование в людях, которое не несет никакого желания развиваться или двигаться дальше. Это не Голдинг с его «Шпилем», где показан фанатизм веры, преобладающий над разумом. Это даже не его «Повелитель Мух», который звучит как предостережение. Что по мне это, так это просто очень красивая история про то, какие же мы люди…

И это печально.

Но классика на то и классика. Я сам же как то писал о том, что классика необязательно должна пахнуть розами, и райскими кущами. Иногда земная жизнь пахнет немного иначе…

Так что рекомендую данное произведение к ознакомлению всем тем, кто мог по разным причинам пропустить его в школе.

Заставляет задуматься, пересмотреть некоторые свои моральные ценности, и просто грустная история, которая написана живым и ярким языком.

Приятного чтения друзья!


LaFee21

https://irecommend.ru/content/velikii-pisatelno

Лично я не могу сказать вот так сразу: хорошо ли это произведение или нет… из него я почерпнула для себя опять что-то новое…Свое знакомство с Виктором Гюго я начала именно с этой книги еще 4 года назад..и,не поверите, больше мне не захотелось брать в руки его произведения…Тяжелая,местами непонятная,угрюмая и мрачная, книга не привлекла меня более,чем на «одноразовое чтение». И то буквально заставила себя дочитывать «Собор…». Прочитала и забыла…Сразу говорю,книга мне не понравилась!
Но,так как я человек начитанный, я не могу судить об авторе по одной прочитанной книге…я взяла себе книгу Гюго «Отверженные» -вот это действительно шедевр…»Собору» до него очень далеко…


Ксеника Черепаха

https://irecommend.ru/content/staraya-dobraya-istoriya-esmeraldy-v-kotoruyu-vlyubleny-krasavets-urodets-i-svyashchennik

Прежде всего, мои познания о колдовской силе чар красавицы-цыганки были очень сомнительного качества – из мюзикла, мультфильма и отрывков нескольких фильмов. Причем окунулась я в сюжет будучи ребенком, лет 20 назад и влюбилась, лишь взглянув на прекрасного Феба, которого в российской версии мюзикла играл молодой Макарский («Сто-о-н сорвался с губ и покатился камнем вниз, разбилось сердце белокурой…», боже, я помню эту песню и через 20 лет). Трио Петкуна/Макарского/Маракулина, как и Гару/Лавуа/Фьори заставляло мое сердце трепетать. А уж Теона Дольникова/Светлана Светикова в образе Эсмеральды и вовсе казались эталоном женской красоты. Как мне хотелось, чтобы любовь героини, неравная, соединила ее с возлюбленным прочной нитью! Почему-то хотелось винить во всем белокурую Флер-де-Лис, в моих мыслях каблуками проходившуюся по кровоточащему сердцу Эсмеральды…

..и друзья мои! Прочитав, наконец-таки, все все поменялось, обрело совсем другой смысл, о котором я даже не подозревала! Все преобразовалось настолько быстро и иначе, что передо мной вырисовалась совершенно другая история!
Не буду о сюжете, его итак знают, буду о впечатлениях.
Если сначала я готова была следить за любовной линией любимца Феба и юной девы, то как же быстро разочаровалась я в этом пройдохе, выпивохе и любителе женских смазливых лиц, что не заслуживал ни внимания, ни нежных чувств!
Значит, на кого сейчас акцентируем внимание? Ан-нет! Кажется, с возрастом мы начинаем воспринимать иначе – и вот уже не Квазимодо, глухой уродец с львиной силой, занимает все мысли, о нет!

Лишь с крайней неохотой он обращал свой взор на людей. Ему вполне достаточно было собора, населенного мраморными статуями королей, святых, епископов, которые по крайней мере не смеялись ему в лицо и смотрели на него спокойным и благожелательным взором. Статуи чудовищ и демонов тоже не питали к нему ненависти — он слишком был похож на них. святые были его друзьями и благословляли его, чудовища также были его друзьями и охраняли его.

Архидьякон Клод Фролло, которого автор старался вывести в отрицательные герои, вот кто полностью завладел моим вниманием, моей грустью, моим участием. Не познавший родительской любви, узревший в науке свое предназначение, любивший своего младшего никчемного брата отеческой любовью и воспитавший презренного всеми горбуна –он не мог не поразить меня. А влюбившись неистово и не понимая этого, желая обладать тем, что стало в миг дороже репутации, поставив на кон все свое благоразумие, отдав его в лапы хрупкой испуганной девушке, не желающей увидеть действительность и снять пелену со взора – могло ли это закончиться хоть для кого-то благоприятно?
Но к делу. Чтение текста было настолько неровным, что главы то плясали перед глазами, то скрипели на зубах, а глаза закрывались, включая режим цветных снов. Описания парижского градостроения выбивало из сил – и вот уже 30 страниц подряд вы читаете о Сите, Городе и Университете, о 3 районах, на которые был поделен Париж. Дошли до конца этих описаний? Не радуйтесь! Вы, вместе с автором, повторите их вновь. Чтоб наверняка. Так будет еще и с рассуждением о книгопечатании и зодчестве. А то вдруг не проникнитесь. Аминь.

Порою до вас доносится в разнообразных сочетаниях звон тройного набора колоколов церкви.Время от времени это море божественных звуков расступается и пропускает быструю, резкую фразу с колокольни церкви Благовещения, которая, разлетаясь, искрится, словно бриллиантовый звездный пучок. И смутно, приглушенно, из самых недр оркестра еле слышно доносится церковное пение, которое словно испаряется сквозь поры сотрясаемых звуками сводов. Поистине, вот опера, которую нужно послушать. Смешанный гул, обычно стоящий над Парижем днем, — это говор города, ночью — это его дыхание, а сейчас — город поет.

Но как прекрасен язык, это смакование происходящего перед глазами! И самые страшные моменты проносятся вскользь, картинка утопает мягкой поступью. И вот уж кончено все, с кровью, веревками, заламыванием рук, плачем и округлыми от страха глазами персонажей – но в душе как-то спокойно, ведь не могло завершиться иначе, к этому мы шли все 600 страниц. Подобная испепеляющая красота не в силах жить среди нас, подобная любовь — сжирает изнутри, подобное уродство – меняет самое себя.
Ну и минутка юмора, которую нельзя было обойти:
О матери Эсмеральды:

У нее были прелестные зубы, и она любила смеяться, чтобы видели их. А девушка, которая любит смеяться, — на пути к слезам: прелестные зубы — погибель для прелестных глаз.

О Фебе, возлюбленном главной героини:

Феб де Шатопер тоже кончил трагически. Он женился.

Это прекрасно, друзья мои, несмотря ни на что.


Gxoor

https://irecommend.ru/content/mnogo-shuma-iz-nichego-21

Сказать, что эта книга заслуживает тех восторженных отзывов, которые ей приписывают честно говоря не поворачивается язык. С трудом одолел эту книженцию с подробными описаниями тогдашней франции и архитектуры Парижа. Последние не блещут художественностью и претендуют больше на то, чтобы быть размещёнными где-нибудь в энциклопедии. Автор с какой-то детской наивностью выгружает на читателя совершенно ненужные ему подробности. Возможно в то время считалось модным так писать, но сейчас даже подросток такое чтиво не осилит и бросит не дойдя до половины. Поведение некоторых персонажей в частности Фролло и дурочки Эсмеральды порой кажется неестественным и вызывает то смех, то недоумение. Не знаю, в качестве примера художественного произведения я бы не стал включать его в школьную программу по литературе. Местами тяжеловесно, местами слишком глупо и наивно для серьёзного автора. Если за классику принимать самые нудные и тяжёлые произведения, то возможно это и есть классика французской литературы


ZeaZaekan

https://otzovik.com/review_3711579.html

Достоинства:

сюжет

Недостатки:

объем

По подоконникам всё еще барабанит дождь, а я буду барабанить по клавиатуре, описывая недавно прочтенную мною книгу Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Поехали.
Ох уж этот Гюго! Я, конечно, знала, что он просто мастер описаний, НО… Я не думала, что в этой книге будет СТОЛЬКО описаний. Это, возможно, очень познавательно(я имею в виду описание самого собора), но именно этот факт отпугивает многих читателей от данной персоны.
Теперь о сюжете. Здесь он как нельзя хорош и закручен. В двух словах:рассказывается о людях, связанны неким образом с собором Парижской Богоматери.
Теперь о стиле и языке. Всё так же сложно.
Но если вы всё же видите в себе силы осилить около пяти сотен страниц, то флаг вам в руки и книгу Виктора Гюго.


Gorchica

https://irecommend.ru/content/ne-ponravilsya-211

Долго собиралась прочитать данное произведение. Уж сколько шума из-за него, сколько экранизаций и постановок. Наконец, дошел черед и до него. Прочитала. Меня сейчас заминусуют, но скажу как есть. Мне Собор не понравился. Очень тяжело читать первые главы с множественными описаниями, спотыкаешься чуть не на каждом предложении. Далее, когда уже идет действие, читать легче. Но вот сам сюжет очень депрессивный. Предательства, совращения, грязь, нищета, калеки и прочее и прочее в этом духе. Я понимаю, что было и такое, но настолько накатывает апатия, что жить не хочется. История несчастной любви тоже не впечатлила, как и об украденном ребенке и воссоединении матери и дочери. Жалко, сочувствуешь, переживаешь. Окончание произведения вообще повергло в некоторый ступор. Уж не знаю, в произведении ли дело, в стиле автора или я просто не любитель, но не стану рекомендовать.