Перевал Кату-Ярык, Республика Алтай — отзывы
Lidusya1905
Достоинства:
Красота, доброта,нет комаров.
Недостатки:
далеко от цивилизации, нет сотовой связи
Чтобы посмотреть весь перевал. Мало ехать на день Мы там провели 4 дня. И не успели все осмотреть. Величественные горы, теплая река, водопады и яблоневый сад — это далеко не все что можно там увидеть, а еще мост построенный при Ленине. Отдельно хочется сказать про местных жителей. За символическую плату, они снабдят вас молоком, орехами, а ещё полакомиться самыми вкусными яблочками. Лучшее время для посещения Август, т. к. температура на улице там самая высокая. Для любителей отдыхать с комфортом есть турбаза, а дикари могут заказать баньку и превосходно попариться. Также есть возможность превосходно загореть, потому что именно в августе там самое жаркое солнце.
SeaGreen
Достоинства:
восхитительный вид
Недостатки:
тяжелая дорога
Перевал находится от Улагана всего в 50 км. Но рассчитывая время, необходимое на посещение перевала — учтите, что сможете ехать со средней скоростью около 30 км/ч (если ваша машина позволит ехать быстрее — получите бонус в виде дополнительного времени). Плюс учтите, что пойдет повышенный расход бензина, а первая и последняя заправка — в Балыктуюле. Сигнала сотовой связи по дороге нет.
Бонус — дорога проходит просто по сказочным местам. Нам еще повезло, мы были в середине июня, в лесу все цвело. Была бы дорога легче — цветы были бы вырваны, а на их месте лежал бы мусор… Поэтому плюс или минус плохой дороги — не знаю.
Сам перевал — производит неизгладимое впечатление — огромные утесы, а внизу, в 800 метрах — течет река.
Спускаться по перевалу можно лишь на хорошем джипе, т. к. иначе — придется нанимать машину, которая затащит вас наверх. Мы — не спускались, одного вида на окрестности достаточно, чтобы понять, что тяжелая дорога — того стоила.
Женя
Лучше один раз побывать, чем сто раз услышать рассказы про перевал Кату-Ярык.
Марина Королева
Достоинства:
Красота природы, чистейший горный воздух.
Недостатки:
Долгая дорога.
В этот раз в Горном Алтае мы были 3 дня. Жили в Усадьбе толстяка Мо
На перевал Кату-Ярык мы выехали в 10 утра, а надо было часов в 7 — на Чуйском тракте после Усть-Семы (как и до этого села) было столько прекрасных мест, везде хотелось остановиться, полюбоваться чудесной природой, горами, реками. В долине Чулышмана мы ночевать не планировали, поэтому на Усадьбу толстяка Мо вы вернулись в 2 часа ночи. От Усть-Семы до Семинского перевала 90 км, до перевала Чике-Таманеще 80км. В прошлом году эти перевалы мы изучили, поэтому времени там провели мало. На Чике-Тамане в конце торгового ряда есть старая дорога, сейчас уже широкая тропа — пройдя по ней можно выйти на смотровые площадки, вид там открывается на 2 противоположные стороны перевала. И еще здесь в одной из палаток продают чудесную выпечку (тут же и изготавливают, при вас). Лепешки, чебуреки, печеные и жареные творожные калачи — все с пылу-жару и очень вкусное! Рекомендую!
Проезжаем село Купчегень. Дорога идет вдоль Катуни — красота неописуемая! Фотография не передаст, словами не описать, надо увидеть своими глазами. На фото ниже — начало песчаных скал (687 км Чуйского тракта), завернув за скалу можно остановиться. С одной стороны отвесная стена спрессованного песка (очень необычно), с другой — Катунь, поля и горы.
Перед селом Малый Яломан Катунь причудливо изгибается — место очень живописное! Жаль, что мы там не сделали остановку. Дальше проезжаем село Иня, за ним — слияние Чуи и Катунь. Чудесное место! Мимо не проедите, там всегда делают остановку много путешественников. И есть указатель. Внизу на фото — серое течение Чуи вливается в Катунь.
Теперь дорога идет вдоль Чуи. Проезжаем село Ак-Бом (Белый Бом) и Чибит, через 7 км — большое село Акташ. Поворачиваем по указателю на Улаган. Налево. Потом мимо магазина Мария-Ра направо, и затем еще раз налево по ул. Ленинской. Выезжаем из села — начинается грунтовая дорога.
Красные ворота. Цвет скал объясняется наличием ртутной руды (киновари). Проход был искусственно вырублен при строительстве дороги.
После Красных ворот дорога идет вдоль мертвого озера Чейбеккель. Как гласит легенда — мертвое, потому что в нем не водится рыба из-за высокого содержания ртути. Но тем не менее исследования показали, что содержание ртути в нем не превышает норму. Озеро красивое, большое и, спасибо легенде, какое-то мистическое… Дальше есть еще несколько озер, красивых, меняющих свой цвет в зависимости от погодных условий.
Проезжаем село Улаган (от Акташа 53 км). Еще через 17 км — село Балыктуюль. Здесь нужно повернуть направо на первый мост через речку. И по указателям уходим направо до перевала Кату-Ярык. Самый сложный участок дороги протяженностью 30 км.
Знаменитые Пазырыкские курганы, где были найдены предметы скифского времени.
Выезжаем на перевал Кату-Ярык. При взгляде на Чулышманскую долину захватывает дух — красота необыкновенная! Внизу голубая лента реки Чулышман, которая через 80-90 км впадает в Телецкое озеро (южная сторона). Справа зигзаг дорожного спуска. И отвесные скалы почти километровой высоты. В долину мы не спускались, оставили это приключение до следующей поездки. Но переночевать там можно на нескольких турбазах. Есть и что посмотреть — водопады, Каменные грибы. Перевал Кату-Ярык появился в 1989 году, а раньше до долины Чулышмана люди добирались или верхом на лошадях, или по Телецкому озеру. Спускаются в долину все автомобили, несмотря на сложность и крутизну. А вот самостоятельно подняться могут не все. В этом могут помочь на ближайшей турбазе (около 1000 рублей и вас втянут на перевал). Конечно, лучше такие путешествие совершать на полноприводных автомобилях. Но по дороге мы видели и достаточно много седанов.
Слева пирамидки из камней — жертвоприношения духам перевалов.
Маршрут наш выглядел так: село Чепош — Усть-Сема — Шебалино — Семинский перевал — перевал Чике-Таман — Иня — Акташ — Улаган — Балыктуюль — перевал Кату-Ярык. Проехали мы около 400 км в одну сторону — но однозначно это того стоило! Как появится возможность — обязательно поедем еще раз, но уже со спуском в долину.
Михаил
Очень красивый перевал. В сухую погоду проходим на любом полноприводном автомобиле. Дорога узкая, разъехаться с грузовой техникой или автобусами можно только на поворотах. Обязательно для посещения.
Veronika1615
https://irecommend.ru/content/luchshe-odin-raz-uvidetchem-mnogo-raz-uslyshat
Дорога до перевала Кату-Ярык от Акташа заняла около 4 часов.
Расстояние Бийск-Кату-Ярык 554 км.
Перевал представляет собой головокружительный серпантин длиною в 3.5 км и состоит из 9 поворотом. Перепад высот дороги составляет примерно 600 метров.
Высота непосредственно перевала около 1600 метров. С верхней точки перевала открывается величественная картина на каньон реки Чулышман.
Сам Чулышман – очень красивая и почитаемая местными жителями и многочисленными туристами река Горного Алтая.
Мы останавливались в этом чудесном месте всего с одной ночевкой. Это очень мало для такой длинной дороги. И мы не успели всего посмотреть. Лучше на Алтай ехать на неделю.
Дорога на перевал позволяет разъезжаться со встречными машинами только на поворотах, где она несколько расширяется. Самый последний спуск- самый длинный и крутой.
Кату Ярык — «Твердая трещина в горе, ущелье, теснина» — полностью оправдывает свое название и слывет одним из опаснейших автодорожных перевалов на Алтае.
Движение по перевалу Кату-Ярык довольно интенсивное. Кто –то останавливается в этих местах, а кто то движется дальше до Телецкого озера.
После спуска с перевала Кату-Ярык до озера остается около 75 км.
Если вы решили совершить авто-путешествие в долину Чулушман через перевал Кату-Ярык, стоить помнить, что подъем на перевал вы сможете осуществить лишь на полноприводном автомобиле.
НО! Мы ездили на двух переднеприводных машинах. Одна машина забралась наверх самостоятельно, вторая машина не стала рисковать. И ее подняли за 3000 рублей. Т.е. никто внизу не останется)) Всех поднимут)) В сухую погоду можно попробовать свои силы и таким машинам как наши))
До всех интересных мест, которые стоит посетить в этом районе можно добраться и на низкой машине. Но это будет не так быстро как на большой.
Главное быть уверенным в своем автомобиле. При нас ломалась машина внизу. Ее на попутчиках тянули от одного пункта до другого.
Александр
Не сказать что очень уж крутой спуск, но за температурой тормозов лучше следить и не перегревать. Конечно же не забывая пропускать тех кто поднимается. Покрытие достаточно твёрдое, но в дождь или после него следует быть акуратнее.
malina131111
Достоинства:
Стоит посмотреть красоту и могущество Алтая
Недостатки:
Туристы после себя оставляют много мусора, пишут надписи на скалах
Конечная точка в небольшом путешествии многим знакомый перевал КАТУ-ЯРЫК, но до самого перевала еще много замечательных мест по Чуйскому тракту.
перевал затяжной подъем 9 км, спуск 11 км перевал со стороны подъема в коем веке положили асфальт что сильно радует.
Белый мрамор, мраморная скала закрыта фасадом здания кофе
напротив кафе находится обычная турбаза, но столбики забора украшены алтайскими
фигурками
В метрах сто от кафе установлен памятник
на стелле слова песни
За селом Акташ есть вот это чудо озеро с голубой глиной в это озерцо по окружность со всех сторон в подают ручейки, видать плавающих рыб в этой красоте.
к озеру сделана дорога, бревенчатый настил проложен по всему болоту, проход 30 руб.
До перевала идет гравийная дорога, машин едет очень много пыль стоит столбом в солнечный день, ехать надо аккуратно множества поворотов и подъемов до перевала.
Сам перевал восхищает, вид со смотровой площадки, словами не опишешь надо видеть!
Проехали маршрут на УАЗ Патриот, вытащил одну пузотерку с перевала.
Дмитрий
Очень красивое и атмосферное место. Подъём и спуск круче, чем на Семинском. Дорога отличная.
dr-zloy
Достоинства:
Впечатления, красота, величие, чистота, доброта местных
Недостатки:
Отдыхающие много мусорят, погода непредсказуема
Впервые я познакомился с этим перевалом еще в 2012 году, завораживает он с первого раза, своим величием, своей дорогой, своим видом в долину Чулышмана. По моему мнению это одно из красивейших мест в Горном Алтае, каждому кто планирует путешествовать необходимо побывать тут. Место это наполнено каким то колдовством, спускаясь по перевалу испытываешь не передаваемые впечатления, захватывает дух, эмоции переполняют.
yaninny
Достоинства:
красота гор, незабываемые впечатления
Недостатки:
сервис не на уровне европейского
Этим летом я вместе с семьей путешествовала по Горному Алтаю. Это был уже четвертый мой визит в прекрасный горный край, но именно в эту поездку мы побывали в новых для себя местах.
До поездки я никогда не слышала ни об Улаганском районе, ни о перевале Кату-Ярык. Оказывается, алтайцы, живущие в Улагане и его окрестностях, считаются едва ли не самыми суровыми жителями республики. На это повлиял непростой климат тех мест: чуть ли не конца августа начинаются первые зазморозки. Природа очень сильно отличается от соседних районов: горы высокие, много обрывов, отвесных скал. Виды завораживают.
Но не всё так просто. Чтобы полюбоваться неверотными горными пейзажами, необходимо преодолеть перевал Кату-Ярык, а он считается одним из самых опасных на Горном Алтае. Наш путь лежал к южному берегу Телецкого озера, а достичь этой точки, минуя перевал — невозможно. Особенность перевала в том, что он не симметричен, подъем на него плавный, можно сказать, незаметный. Зато спуск (к долине реки Чулышман) — это серпантин, состоящий из 9 отрезков!
Дорога неасфальтированная, не имеет ограждений по бокам. Разумеется, однополосная. Настоящий экстрим! Разъехаться со встречным транспортом можно только в специальных карманах.
Скажу честно, как человек, живущий не в горной местности, я испытала стресс от такой дороги. Наверняка людям, привычным к горным дорогам, это покажется странным, но мне было некомфортно на протяжении всего периода спуска. Даже не до красивых видов было.
Но после прохождения этого пути я ощутила дикий выброс адреналина! Восторг!
А ведь через пару дней нас ждал обратный путь! Подъем на Кату-Ярык, пожалуй, в чем-то даже страшнее спуска. Прежде всего, на старте ты видишь весь серпантин и понимаешь, что сейчас машина будет сильно газовать. Первый участок дороги — самый крутой. Машина нужна полноприводная, мощная. Были среди поднимающихся и обычные легковушки, но их тащили на троссе специальные грузовики (это такая услуга, организованная местными жителями).
В целом, водитель должен быть аккуратен, сконцентрирован. Я, хоть и имею водительский стаж, наверно не решилась бы сесть за руль в такой ситуации. Все же одно дело — рассекать по мегаполису, и совсем другое — по горным серпантинам. Свои особенности, к которым необходимо приноровиться!
Скажу еще пару слов о своих впечатлениях с точки зрения инфраструктуры тех мест. Люди, привыкшие отдыхать на европейских курортах, не найдут, возможно, привычного комфорта. В Улаганском районе Горного Алтая есть немало турбаз, но их сложно сравнить даже с трехзвездочными отелями. Не везде есть удобства. Сотовая связь не ловит в долине вообще (люди путешествуют с рациями). Но всё компенсируется видами, природой!
Поэтому хотя бы раз в жизни стоит решиться и на такой отдых! Поэтому я могу каждому порекомендовать такое путешествие!