Обрыв, Гончаров И.А. — отзывы
tvcult
Достоинства:
классика!
Недостатки:
малое количество книг такого рода в России второй половины XIX в.
Очень, очень своевременная книга!
Своё печалование и беспокойство о родной матушке-России Иван Александрович начал в «Обыкновенной истории», развил до высочайших художественных вершин в «Обломове» и конкретизировал в завершающей, итоговой книге «Обрыв».
В этом романе в образе Марка Волохова показан типичный революционер, таким, какой он есть, без романтического флёра дартаньянства и робингудства, без орденов и медалей, без идеологической ретуши. Просто человек. И читателю стразу становится ясно, что это человек, сознательно избравший тьму своей средой обитания, что ни к какому светлому будущему такие люди не могут привести ни свою возлюбленную, ни свою страну. Заблудший, потерянный человек.
Через год после выхода романа родился Ленин, всё, что за этим последовало происходило так быстро и нелепо, как будто люди и не читали Гончарова, и не знали об «Обрыве».
Лучше читать русскую литературу, чем устраивать бунты и революций, вот так-с, господа.
9026037772ИВР
Достоинства:
Интересный сюжет.
Недостатки:
Нет.
Роман писателя Ивана Гончарова под названием «Обрыв» это уже давно классика. Часть трилогии. Книга написана в середине 19 века, это время расцвета подобной литературы.
Отношения между людьми которые царили в тот период, конечно же отличаются от современных отношений, но очень многое можно встретить и в современной жизни. Это роман в первую очередь конечно же о любви. О драматичной любви.
Люди встречаются, влюбляются и совершат ошибки. Роман можно отнести и к нашей современности, отношения между людьми актуальны во все времена.
На примере двух сестер героинь романа можно отследить разные характеры. Это гордая и независимая Вера, ей приходится принимать очень трудные для себя решения. И полная противоположность сестре это Марфенька, открытая с детской непосредственностью.
В романе линия любви и отношений от чистой и прекрасной, до бессмысленной и откровенно грязной страсти.
Книга читается на одном дыхании, рекомендую всем.
Эмма Вудхаус
https://irecommend.ru/content/obyknovennaya-istoriya-pro-debila
Здравствуйте!
Роман Гончарова «Обрыв» очень люблю и регулярно перечитываю. И вот именно в этот, четвертый или пятый раз, меня посетил некий инсайт, и я увидела героев в новом свете.
А именно, я полностью пересмотрела свой взгляд на главного героя — Бориса Райского. Господи, как же он меня раздражает! Пустышка, ничего не умеет, там чуть-чуть порисует, здесь немного напишет рассказик, тут сочинит пару аккордов, потом и вовсе в Рим собрался скульптуры изучать. Да еще и позиционирует себя как артист и художник — ленивая, ни на что не способная вафля.
А больше всего выбешивал его толстый троллинг всех дам: кузины Софьи (заставлял ее все бросить и уйти в народ, связавшись с нищим учителем), бабули Татьяны Марковны (упрекал в деспотизме и самодурстве, притом что только благодаря ей его имение содержится в порядке), кузины Марфеньки (вообще склонял ее к сексу), а уж про Веру я вообще молчу. Доставать ее он начал с первой же минуты знакомства. Допытывается, лезет в душу, провоцирует на какие-то откровенности:
_ Скажите, Вера, вспоминали вы иногда обо мне? — спросил он
— Очень часто:бабушка нам уши прожужжала про вас.
— Бабушка! А вы сами?
— А вы о нас? — спросила она, следя пристально, как кофе льется в чашку
— Послушайте, Вера, вы…боитесь меня? — спросил он. — Отчего вы не высказываетесь, скрываетесь… Словом, вам, может быть, дико: вы конфузитесь, робеете… Она смотрела на него с язвительным удивлением. Вопрос был глуп. Ему стало еще досаднее
И вот на окружающий мир мы смотрим через призму этого клоуна. В этом мире свои страсти, свой уклад жизни, из которого Райский мало что понял и мало что увидел.
А смотреть-то есть на что. Во-первых, роман потрясающе пейзажный, «вкусный» — очень красочно описано лето в деревне, со всеми простыми прелестями деревенско-дворянского быта — чай с вареньем по вечерам, празднование именин Марфеньки с именинным пирогом, сбор ягод, летняя гроза, прогулки, музицирование, гости, званые вечера. Все неторопливо, смакуя.
Неторопливо и с большим любованием описаны характеры Татьяны Марковны, Марфеньки, Веры. Как таковая интрига присутствует, но прописана «белыми нитками», очень прозрачно, в принципе, довольно скоро становится понятна тайна Веры и причина ее отшельнического поведения.
Есть в романе и Mister Bad Gay — Марк Волохов — нигилист, комуняка, циник и любитель свободных отношений. Читать про него забавно, потому что сейчас таких наивных и честных злодеев уже не найти ни в литературе, ни в жизни. Очень забавно читать их диалоги с Райским — вот уж действительно, диалог клоуна с дурачком.
Из описаний третьих действующих лиц врезается в память история крепостных Савелия и его неверной жены Марины. Вообще, в романе довольно много говорится об именно женскх изменах и полигамности.
В принципе, ни одного любимого героя в этом романе у меня нет. Ни у одного не прописан яркий, объемный образ — все-таки Гончаров не Достоевский.
но вот так, не спеша почитать про тихий летний деревенский быт довольно интересно. На этой книге очень хорошо отдыхает голова.
Рекомендую, но не ждите от «Обрыва» многого
akchisko_san
Из трех романов Гончарова это — мое самое нелюбимое. В свое время откровенно меня разочаровало. Полагаю, это оттого, что в «Обрыве» он взялся исследовать те же «социальные проблемы», которые интересовали прочих «прогрессивных мыслителей», в ущерб тому, чтоб петь своим голосом о вещах, хорошо ему известных.
Прежде всего, это тематика бунта, бунта личности против рамок. И здесь Гончаров все же возвращается к себе, последовательно показывая, что бунтовщица (даже две!), в сущности, мается дурью, никто ее особо ни к чему не вынуждает, а соблюдение правил было в ее же интересах, вообще-то. И не всякая встряска есть прогресс, придется еще постараться теперь, чтоб восстановить прежние позиции.
Страсти и управление ими, а по сути манипуляция чувствами, подмена искренности игрой — та тема, в которой Гончаров, автор простой и честный, на мой взгляд, не очень компетентен. Но здесь хорошо показан провокатор, который сам, по сути, ничем не рискует, так, смотрит, что у других получится. Примечательно, что в отношении Веры у героя все же пробуждается ответственность, и в стороне он не остается.
Консерватизм, который вначале высмеивается как мораль, непригодная для нового человека, постепенно набирает авторитет. Даже анархист признает силу традиции.
А получается из всего этого вялотекущая мыльная опера с грехопадением, обширными переживаниями всех сопутствующих лиц и в конце толстым намеком на благополучное разрешение ситуации в лучших традициях. Да, классика, но не тот шедевр, что я ждала от Гончарова.
art_mari
Мне роман очень понравился. Помню как в школе читала Обломова и у меня осталось достаточно приятное впечатление после окончания романа. В школьной программе мне мало что нравилось, поэтому решилась прочитать Обрыв. Лично я не могу понять Райского, как по мне, так он тряпка, и кроме того сбил с пути Софью, пытался сбить Марфеньку не получилось, потом переключился на Веру, но ту уже сбил с пути Волохов, так что с ней тоже не удалось. По мне Райский не похож на героя любовника. Для меня Райский отрицательный персонаж в романе. Волохова понять можно он хоть живет в своих странных но убеждениях. Самые приятные персонажи для меня это бабушка Райского, серьезная барыня, управляет поместьем за 40 лет не потеряла любви Тита Никоныча, вообщем этой женщиной я восхищаюсь. Жаль что она оступилась в молодости, но она дорого заплатила за эту ошибку. Очень привлекательна мне фигура Тушина, хороший хозяин, работает, без дела не сидит, иногда конечно, позволяет себе опасные развлечения в виде охоты и скачек на лошадях, я думаю тогда было так принято. Веру я совсем не понимаю, по мне будь у нее больше доверия к близким, ничего бы плохого не случилось, а она была слишком гордая, отвернулась от бабушки. Как по мне так она всегда любила Тушина, просто этого не осознавала. Марфенька молодец, вышла замуж, не оступилась, все как должно быть. Кстати я не поняла, что произошло с Мариной в какую больницу и с чем она попала. Очень интересно в романе описывается быт русской деревни, кого не увлекают любовные истории, только ради этих описаний можно прочитать роман. Как по мне так конец предсказуем еще с середины романа, но не в этом его прелесть. Читать роман тихо, спокойно, нет гонки, как сейчас в современных произведениях. Все недостойные моменты очень хорошо завуалированы. Всем рекомендую к прочтению, и даже подросткам. А почему название Обрыв, так почти у всех героев происходил обрыв страсти, желаний, чувств, неразделенной любви. У кого жена изменила, кто себя по жизни найти не смог, кто не дождался разделенной, тихой любви, а не бездны страсти, кто не смог соединится узами брака из-за оскорбленного самолюбия воздыхателя, вот вам и ОБРЫВ всех не сбывшихся надежд.
Lenagrai
Борис Павлович Райский… Одержим всеми страстями сразу: он и рисует, и пишет, и музицирует. Но ему всегда мало и скучно, а хочется постоянно ощущать себя в кипении жизни. Райскому за тридцать лет, а он еще ничего не посеял, не пожал и не шел ни по одной колее. В общем для меня человек не понятно чем занят и чего ждущий от своей бесполезной жизни. Хотя опять же: справедлив, честен, женщин уважает и бабушку свою любит искренне.
Хотел разбудить страсть в своей кузине Беловодовой — не получилось. Расстроился и в таком настроении решил уехать к бабушке в деревню.
Малиновка… Страшный обрыв, которым заканчивается сад, пугает обитателей дома: по преданию, на дне его в далекие времена убил за неверность жену и соперника, и тут же сам зарезался, один ревнивый муж. Самоубийцу тут и зарыли, на месте преступления. Я так и не поняла значение этого обрыва по ходу романа…
Друг Райского Козлов женат на «кокетке» Уленьке. Девушка эта каждый день бегает на свидания с разными воздыхателями, а муж молится на нее и боится «обидеть» своей любовию.
Полина Карповна Крицкая… Жеманная, уверенная в своей неотразимости, короче тоже желающая всех подряд мужчин.
Марина, дворовая девушка бабушки: муж практически каждый день ловит ее с разными мужиками и избивает, а та никак не успокоит свое тело…
Описывается жизнь дореформенной России, борьба с крепостничеством и его остатками. Показаны существенные явления русской жизни 1840—1850 годов, глубокий кризис крепостнического общества, распад устоявшихся патриархальных основ жизни и морали, «борьба старого с новым».
Классика это конечно велико и отзывы не мне писать на такие вещи, но меня роман совсем не вдохновил. Может в силу менталитета, возраста или воспитания, не знаю. Нудно, растянуто и мне не понятно.
maik287
Достоинства:
1. Рассуждение нравственности.
Недостатки:
1. Немного воды
Сначала я читал и даже говорил своим друзьям, что это как-то очень нудно, очень скучно, это все похоже на романтизм.
Это постоянное описание природы, описания характеров, это очень было сложновато потому-что мне казалось, что ничего не происходит! И я уже думал, что ну как высокие оценки(по отзывам) и я не понимаю о чем эта книга.
И уже с середины эта книга захватила настолько, что я подумал «Господи, я ведь мог ее бросить не дочитав до конца», это настолько интересно.
Что я люблю в классических произведениях-я люблю когда герои меняются, кода исходя из каких-либо ситуаций они остаются самим собой, но у них какие-то новые черты появляются, они открывают сами себя и в этой книге меняются практические все главные герои.
Сначала кажется, что Райский главный герой, но уже с середины книги я начал понимать(если вы откроете, то вы поймете о чем я говорю), что главный герой на самом деле этой книги на мой взгляд, главный герой это бабушка которая является стержнем всего этого романа, на нее опираются все линии и проявляет каждого героя, она проявляет его характер. Через нее все герои узнают что-то о себе, они взрослеют, они мудреют и вот эта бабушка она олицетворение женщины, женщины с большой буквы. По началу кажется бабушка, бабушка вообще неприметный какой-то герой она просто входит очень так незаметно со своим характером и к концу произведения она разрастается до размеров с Россией, Родиной.
Она центр вселенной и я вижу, что вот как якобы главный герой Райский он проходит как нить романа на которой все нанизывается, а вот стержень романа это бабушка.
И эта книга о нравственности, я считаю, что ее должен прочитать каждый современный молодой человек, каждая современная молодая девушка, чтобы рассуждать о нравственности, чтобы рассуждать о том что важно, что ценно в наше время.
Классика-это то, что написали давно, но современно и сейчас.
И все те вопросы о падении человека и его уроках излечения из-за различных ситуаций об осознании своих ошибок, о страстях разных гранях любви, здесь очень много разных сторон любви показано в одной и той же среде. В городской, либо в деревенской, показана разная любовь и как она может быть разной.
Как к одному и тому же могу относиться разные люди и вот это все проходит в этой книге, вот этим всем она наполнена.
И если вы это прочитаете, она точно оставит след в вашей душе и она точно сделает вас немного глубже и в вас появятся дополнительная какая-то внутри ячейка в вашей голове с дополнительной мудростью.
daryna91
Достоинства:
Русская классика
Недостатки:
Затянутый сюжет.
Но я и не буду. Не могу сказать, что меня захватил этот роман. Длиннющая книга в 700 страниц, напечатана так, что даже отступов от начала страниц нет.
Сюжет романа очень затянутый. Все, что в нем описывается, можно описать в два раза короче. А тут получается размазня. Как будто автор пытался взять количеством страниц. Как говорил Чехов :» Краткость-сестра таланта». Этот роман прочитался за месяц, несмотря на маленького ребенка и объем. Но, если честно, читать его не особо хотелось. Не было того ощущения, что «вот еще страничку прочитаю и спать».
«Обломов» запомнился больше. А в этом романе какая-то наигранная наивность, которой даже у Толстого и Тургенева нет. Послевкусия никакого не оставил.
tanyamarkina
Достоинства:
очень интересный сюжет, шикарное описание образов, легкость, интрига
Недостатки:
нет нет и нет
Всем доброго дня. Люблю произведения Ивана Александровича Гончарова за его красочность в описаниях, за глубину повествования и легкость восприятия. Самые популярные работы писателя — это «Обломов» и, конечно же, «Обрыв». Я хочу остановиться на «Обрыве». Для меня это роман с большой буквы, я перечитывала после школы его не один раз и каждый раз переживаю эти эмоции заново, как при первом прочтении. При воспоминании о нем, в памяти сразу всплывает описание этого таинственного обрыва с его загадочной историей, легендой.
Всегда был интересен образ Райского — поэт, художник, одержимый страстями молодой человек. В общем, многогранная натура со своими плюсами и минусами. Что-то из разряда возьмусь за все и ничего толком не доведу до ума. Это видно по его работам — начатый когда-то портрет, очерк, так и не дописанный… Знаю в жизни людей, очень мне его напоминающих.
Очень яркое и полное описание жизни людей в Петербурге и в деревне в Малиновке. Достаточно интересным персонажем оказался Марк Волохов со своей циничностью и сведением всего вокруг к своей личной выгоде. В целом, в произведении «Обрыв» очень тесно переплетаются судьбы всех героев и, благодаря этому, читать произведение становится все интереснее и интереснее. Вера также предстает нашему вниманию как очень загадочный и скрытный персонаж. Да в целом при прочтении произведения хочется как можно более глубоко познать каждого героя в отдельности. И какая же шикарная развязка. Я никогда не устану восхищаться талантом Гончарова и этим произведением.
Мое пожелание — возьмите эту книгу, уделите внимание себе, отвлекитесь от ежедневных забот и с чашечкой чая или кофе окунитесь в волшебное произведение!!!
А я с удовольствием потом прочту ваше мнение)
zuzuza
Достоинства:
Классика
Недостатки:
Долго
В творчестве Ивана Александровича Гончарова выделяются «Три О».
Обломов
Обыкновенная история
Обрыв
Роман «Обрыв» занимал Гончарова двадцать лет и представлял собой концовку своеобразной трилогии.
В начале история вертится вокруг художника Райского, но вся суть «обрыва, пропасти, падения» связана с другим человеком. С кем же? Решите вы сами после прочтения. Вера? Или Марк Волохов?
Сама идея романа, конечно, понятна и серьезна: нигилизм, свобода мысли, духа, выбора, женская эмансипация.
Вот по мне, затянуто. Дочитала со второй попытки. Есть некая разноплановость: питерские главы о жизни Райского как монолог, события в поместье передается через призму взгляда художника. Для меня сомнительно. Еще вставные новеллы…
В общем, как по мне, затянул Иван Александрович.
Natalie-40
«Обрыв»,пожалуй,самая скучная, бессмысленная книга, которую я когда-либо читала.
Поговорим об основных героях
Райский Борис Павлович
Централтный персонаж романа. Абсолютно тупой, ленивый, пустой герой. Его беседы и рассуждения вызывают раздражение и желание дать пинка под зад. Любитель пообщаться с женщинами,рассказывает им о страсти, свободе и независимости. Однако те смотрят на него как на полоумного и предлагают пойти куда подальше. Постоянно противоречит сам себе. Когда Полина Карповна откровенно к нему подкатывает, Райский дает заднюю, хотя неоднократно говорит о свободе ототношений и высмеивает старые попядки. Именно Райский призывал Веру любить, кого она захочет и забить на мораль бабули. Но когда Верочка страдает от такой любви, Борис Павлович опять дает заднюю и говорит,что надо было слушать бабушку. Использует женщин для удовлетворения своего самолюбия.
Вера
Героиня необделенная умом. Строит из себя гордую, сильную, независимую женщину. Страдает из-за собственной тупости: Верочка влюбляется в плохого парня, отдает ему свою невинность, после чего впадает в уныние. Ну, простите, надо было думать головой! Ее падение не вызывает сострадания. Такая же бездеятельная и ленивая, как и Райский.
Татьяна Марковна Бережкова
Один из нормальных персонажей. Мудрая, бойкая старушка. Шарит в хозяйстве. Грамотно разруливает неприятные ситуации. В отличии от Верочки, ее гордость и самодостаточность не вызывают раздражения. Умеет прощать, любящая и заботливая старушка.
Волохов Марк
Тоже не плохой герой. Привлекает своей независимостью и дерзостью. Реализует свои идеи на практике, в отличии от Райского. Не боится никого и ничего.
теперь пару слов о сюжете
Сюжет длинный, скучный и неинтересный. Куча сцен, которые никак не влияют на дальнейшее развитие сюжетной линии, и не раскрывают характер героев. Присутствуют длинные пустые диалоги и рассуждения ни о чем. Гончаров И. вводит героев, которые не связаны друг с другом и вообще непонятно зачем они нужны. (Беловодова, ее отец, Аянов). Сам сюжет построен на примитивных параллеях, аллегориях. Концовка романа непонятная.
мое сугубо личное мнение
это первая книга,которую мне было так неинтересно читать. Из Романа «Обрыв» я не подчеркнула для себя ничего полезного. Произведение осталось для меня непоняты и не оставило никаких впечатлений. Герои незапоминающиеся, неяркие. Их поступки вызывают раздражение и недоумение.
У романа нет центральной идеи, все накидано в кучу: борьба поколений, запретная любовь, тема счастья и красоты, искусства, безделья.
Единственное, что понравилось-это описание природы.Воображение ярко рисует Волгу, обрыв, лес, Малиновку. За это поставлю одну звезду.
В общем, роман «Обрыв» не стал для меня любимой книгой.
Гончаров наверняка был прочитан Чеховым от корки до корки. Это заметно сформировало его как писателя. Я заметил массу параллелей в крупицах творческого узора обоих писателей. Иногда Чехов как бы спорит с Гончаровым. Иногда иронизирует слова его героев. Мне интересно читать Гончарова глазами Чехова. Я считаю, что Чехов очень умный писатель и без его оценок мне было бы не так интересно читать Гончарова.