Моя гениальная подруга. Элена Ферранте — отзывы



Lalayt2019

https://otzovik.com/review_7978892.html

Достоинства:

Хороший стиль, неплохой перевод

Недостатки:

Я бы не отказалась прочитать русифицированный вариант диалекта, жаль, его в книге не было

Я не фанатка писателей и писательниц из Южной Европы, но зато люблю всякие жизнеописания, особенно, когда они неразрывно связаны с каким-то конкретным местом обитания. Сильнее я, наверное, люблю только роад-трипы. Ну и к тому же, про Элену Ферранте, в последнее время, кажется, только ленивый не слышал. Сериал, вот, даже сняли.
Сериал я, правда, не смотрела, да и не стану. Мне не очень нравится итальянский типаж внешности, а так героев я могу представить какими угодно. Хотя, конечно, лишать их внешности я не собиралась, просто иногда проще видеть людей без лиц.
Книга… Ну, обычная. Я бы такое слово подобрала, причем не имею в виду ничего плохого. Обычная, в том смысле, что она об обычной, привычной для девочек, о которых рассказывается, жизни. Да, подробности ее малопривлекательны, что там, часто просто ужасающие, но для людей, живших в то время и в тех условиях, вряд ли это было что-то особенное. Наверное, и в других странах творилось в те времена в низах что-то подобное.
Насколько я понимаю, все четыре книги посвящены дружбе. То есть, она в них главное. К концу первой я стала задаваться вопросом — а она там вообще есть, дружба эта? Может, просто дело в том, что одна умная девочка тянется к другой умной в окружении остальных, не блещущих интеллектом людей? Может, это хорошо маскирующаяся зависть? Может, вообще конкуренция? С другой стороны, никто точно не скажет из чего, на самом деле, дружба состоит. Может быть, именно из всего этого одновременно. Но то, что девочки близки и то, что друг без друга они не стали бы самими самой — это, мне кажется, правда. Но тут их путь еще в самом начале, обе еще не оформились.
Менее всего мне понравился сам город. Выписан волшебно. И так хорошо чувствуется, насколько сильно писательница его и любит, и ненавидит, и такое же точно отношение у нее к своему кварталу. Впрочем, я вообще не представляю, как там мог бы жить человек с интеллектом. Вот именно тогда, в 50-е. Неудивительно, что все, кто только мог — умом ли, заработав денег, но старались оттуда выбраться.
Мое впечатление от описаний Ферранте наложилось еще на недавний просмотр цикла передач Познера про Италию, снятый, кажется, в 2012 году. Странно и жутко видеть, что со времен детства героинь Ферранте почти ничего в Неаполе не изменилось. Словно город, живущий у подножия вечного вулкана, именно из-за своей древности всячески сопротивляется переменам до сих пор.
Желания посетить его не возникло никакого. Скорее, держаться подальше.
Книга же, при всем своем очаровании, скорее не понравилась. Странное впечатление неопределенности, размытости жизни, концентрации ее на отвратительных и неприглядных моментах. Вроде и остроты много, злободневности, потому что, конечно, такое забывать не стоит, но все равно как-то все размыто и нечетко. Трогает чем-то, но сразу хочется выбросить из головы и забыть.


Julliett100

https://otzovik.com/review_7726460.html

Достоинства:

Убить время

Недостатки:

Убивает время))

Сюжет норм, но бесконечные ахи-вздохи и высокопарные фразы, нудные рассуждения главной героини, которая явно находится в постоянном психозе, ещё приплетена политическая мешанина в ее голову, на мой взгдяд безосновательно… Весь сюжет интересен, если читать просто как роман, не вдаваясь во все эти бесконечные страдания и фразы типа «это был конец… ; это стало последним…; настало самое трудное; … случилосьсамое страшное…, на этом мы перестали общаться…», когда потом все происходит наоборот.


Mar Go

https://otzovik.com/review_8083865.html

Достоинства:

Познавательно для любителей Италии.

Недостатки:

Слишком незатейливо.

Я начала читать Элену Ферранте после того, как побывала на Искье, в Неаполе. Просто было интересно узнать, как жили простые итальянцы в 50—60-х годах XX века. Книга незатейливая, как и сам сюжет. Но что интересно: она описывает такие подробности, которые может знать человек, вышедший из бедной среды. Я такие книжки не очень люблю (девчачьи разборки, борьба за женихов… это просто смешно), но мне кажется, их честнее читать, чем многие произведения российских авторов. По крайней мере, познавательно.
Мы тоже жили на Искье в Форио, было довольно любопытно читать описание острова, обычаев… Да и Неаполь меня покорил, поэтому классическая пара «хулиганка и хорошая девочка» вписались в эту среду органично, как и дальнейшее развитие сюжета.
К большой литературе это произведение не отношения не имеет, а вот в дорогу вполне можно взять. Будет неплохим развлечением.


alissa2020

https://otzovik.com/review_8032507.html

Достоинства:

Интересно, захватывающе, как глоток свежего воздуха

Недостатки:

нет

Доброго всем дня! В книжных магазинах неаполитанский квартет стойко стоит в списке бестселлеров. Именно это, а еще описание книги, меня долго смущало, книгу обходила стороной, считая ее слезливой драмой двух лучших подружек.
Первую часть квартета мне подарила моя дорогая подруга, со словами: «Это не то, чем кажется на первый взгляд» и я принялась читать… Буквально проглотила «Мою гениальную подругу» за два дня (и это я еще растягивала), книга читалась на одном дыхании, язык прост и понятен и в то же время красочен, воображение так и рисует трущобы Неаполя с их запахом и персонажами. Затем я, как наркоман, принялась искать вторую книгу, и только найдя ее я успокоилась.
Что сказать, книга явно не так проста, дружба — понятие широкое и именно эта дружба меня захватила. Для себя я выбрала в любимицы Лену, интересно, а какая у вас любимая героиня??? Мы вот с подругой до сих пор спорим! Заканчивая вторую книгу, я заранее приобрела третью, меня эта книга захватила в плен.


Лиан

https://otzovik.com/review_10148540.html

Достоинства:

занимательно

Недостатки:

нелогично

Первая часть тетралогии Элены Ферранте.
Действие происходит в неаполитанском бедном квартале из четырех домов, расположенных совсем рядом с железной дорогой. Удивило то, что город прибрежный, но жители годами не бывают на море. Все равно. если бы жители одесской Молдаванки сидели бы безвылазно в своих скворечниках.
Повседневная жизнь взрослых и детей, повествование идет от лица Элены(Ленуччи) Греко, дочери швейцара.
Очень увлекательно, не оторвешься. Живой язык, горячие итальянские нравы. Оказывается, еще в 50-ых годах в Италии была бесплатной всего лишь начальная школа, 4 года-и все. Потом-плати, если есть деньги, если нет-иди работай, помогай своим неграмотным родителям. Как-то все недалеко ушло от будней юных начинающих бандитов из «Однажды в Америке».
В то время, когда советские пионеры вовсю отдыхали в лагерях, не все неаполитанцы могли себе позволить всего лишь отвезти детей на пляж.
С одной стороны, занимательно, с другой -несколько поверхностно. Рассуждения о политике человека. который в принципе никогда ею не занимался, не отличает коммуниста от фашиста и социалиста, не знает, кто мэр Неаполя и так далее. И о чем же там читать?
Эмоции не проживаются. а скрупулезно и детально описываются. Как будто человек от природы даже не холодный. а ледяной, не умеет чувствовать, но понимает, что как-то вот надо живенько отреагировать, иначе ведь сочтут социопатом. Что-то такое патологическое присутствует. Отсюда-очень часто поступки двух подруг кажутся нелогичными и противоречивыми.
И их дружба(вражда-зависимость) тоже какая-то ненормальная. Всю жизнь друг другу что-то там пытались доказать, так и жизнь прошла.
Кроме того. Событий -то маловато. Жизнь начинает кипеть, когда на страницах появляется Лила. Кстати. в оригинале подруга не гениальная, а блестящая-вот это точно. Лила-бриллиант, сверкает и сияет. Как только она исчезает, читать становится не о чем. Автор пытается писать о школьных днях Лены (оценках за сочинения и рефераты), встречах с Антонио, но все это бледная тень призрака отца Гамлета. Скучно становится влет. Можно вспомнить Бруштейн с ее» Дорогой», но у Ферранте и близко нет живости, яркости, образности Александры. И язык бедноват.
Так будет и дальше -как только нет Лилы, нет и книги. Не читать ведь о лекциях и семинарах. Пересчитать значимые события можно по пальцам. все остальное-вода. Вода, вода, кругом вода.
Рекомендую, конечно, первая часть неплоха.


vmf77

https://otzovik.com/review_8601822.html

Достоинства:

Стало интересно, что же будет дальше

Недостатки:

Отсутсвие сюжета, набор штампов, изобилие деталей о которых хочется спросить «зачем вы здесь», явно завышенные отзывы на вполне заурядную книгу

Имя Элены Ферранте стало попадаться мне очень часто в связке с эпитетами «выдающийся роман», «какой-то гипноз, не оторваться», «великая литература» и прочие панегирики
О, думаю, гениальными романами не разбрасываются, а тут целый неаполитанский квартет.
Книга первая — Моя гениальная подруга
Книга вторая — История нового имени
Книга третья — Те, кто уходит, и те, кто остается
Книга четвёртая — Истрия о пропавшем ребёнке
Ну и прочитала. Дальше — я на диалекте)))
Ни о какой гениальности и великости романа речи, конечно-же не идёт. Долгая, местами «провисающая» история. Даже единого сюжета нет. Есть завязка: женская дружба, возникшая в одном из самых социально неблагополучных неаполитанских кварталов, и канатом, а иногда и нитью, но проходящая через жизнь обеих героинь (дочери сапожника строптивой, яркой, талантливой Лилы и дочери швейцара усердной, умной, рассудительной ЛенУ).
Есть набор ситуаций из детства в которые эти подруги попадают.
Есть набор клише: эмоциональные, взрывные итальянцы, склонные к вендеттам и распусканию рук; похитители девушек на машинах и братья, мстящие похитетелям; горлопан и быдло сапожник и его забитая жена, которая не может встать на сторону дочери в ее попытке учится дальше; талантливая девочкакоторая не может учится из-за сатрапа-отца и ее усердная подруга, которая терпением и терпением пробивается в лучшие ученицы. У меня все время было ощущение, что если бы подобный роман был перенесён на российскую почву, то помимо «алкоголиков-родителей» тут дети спасались бы от медведей (возможно от медведей с балалайками)
Все это приправлено, каким-то немыслимым количеством незначительных подробностей, в которых мозг просто тонет.
Что спасло роман от совсем уж провала в моих глазах.
Обе героини тяготеют миром в котором живут и выбирают свои пути, чтоб (в перспективе) выбраться из этого мира. Интересно, удастся ли им это?