Матренин двор. Александр Солженицын — отзывы
кошкина радость
https://irecommend.ru/content/na-kom-derzhitsya-zemlya-russkaya
Есть одна библейская история о праведнике Лоте, жившем в знаменитом городе Содоме, который был полностью уничтожен Богом за грехи людей, населявших его.
«Если в городе нет праведников, то город долго не простоит. Если там один праведник, Бог найдет способ вывести этого одного, а с остальными поступить, как положено. Всё это – не что иное, как нравственное обоснование продолжающегося бытия мира.» Протоиерей Андрей Ткачев.
В повести рассказывается о нелегкой судьбе простой русской женщины Матрены, покинутой родней и влачащей свои жалкие дни в болезнях и нищете. Муж погиб в войну, шестеро детей умерли ещё во младенчестве, их всего имущества тощая коза, старая изба, огород да хромая кошка. Пенсии не положено, так как она вышла из колхоза по причине болезни.
Но не смотря на все физические страдания бренного тела, душа Матрены осталась чистой, как бы ангельской. Все кто приходил к ней за помощью получали её, все кто приходил к ней из своих шкурных интересов получали удовлетворение. Она была настоящей праведницей, святым человеком. На таких вот людях и стоит русская земля потому, что Бог, если он существует, не уничтожает нас пока существует среди людей хоть один праведник.
Советую прочесть всем, и старым и малым. Такие вот произведения надо бы включать в школьную программу и побольше.
Vredinanatalya
Достоинства:
Хорошо написано, отличный сюжет, над которым следует задуматься
Недостатки:
Нет
Произведение «Матренин двор» я прочитала еще будучи в школе. Произведение мне показалось очень интересным и именно поэтому я перечитывала его несколько раз.
В своем рассказе Александр Солженицын описывает образ трудолюбивой, одинокой и умной женщины, если можно описать эту женщину одним словом, то это образ праведницы, которую никто не ценит, не понимает, но все таки каждый пытается воспользоваться ее отзывчивостью. Эту женщину зовут Матрена.
Произведение «Матренин двор» А. Солженицына — это рассказ о беспощадной человеческой судьбе.
Действие, про которое рассказывает Солженицын, разворачивается в далеко 1956 году. Тогда в доме у Матрены поселился ЗЭК, который работал в школе учителем. Проходит немного времени и он находит с Матреной общий язык. В Матрене с легкостью можно увидеть образ настоящей русской женщины, глубоко в душе у которой лежит трагедия. Вся ее жизнь трагична и трагичен также и ее конец. Но об этом я Вам рассказывать не стану. так как нужно сохранить хоть капельку секрета, чтобы Вам было интересно прочитать это великое произведение. Книга очень легко читается и прочитывается, буквально за час. Очень трагичный сюжет, есть о чем задуматься.
agentblond
Достоинства:
сильное произведение
Недостатки:
нет
Блестящее произведение Александра Исаевича Солженицына! Прочла на одном дыхании, выписала даже кое-что к себе в цитатник. Есть о чём задуматься, например, о смысле жизни. Главная героиня пожилая женщина Матрёна, в доме которой останавливается приезжий рассказчик. Матрёна персонаж очень интересный, персонаж, которого я уважаю, которому я сочувствую. Такого человека как она, мне приходилось встречать в жизни и, могу сказать, что такие люди это очень большая редкость. Считаю, что описал Солженицын всё очень правдиво и жизненно.
Я, однозначно, советую это произведение. Оно не оставит Вас равнодушным, вызовет в голове мысли, а в сердце чувства.
Гикотея
Достоинства:
все произведение
Недостатки:
нет
С «Матрениным двором» я познакомилась в старших классах школы. Произведение меня зацепило с первых строк. Вообще Солженицын, как писатель, очень понравился тогда и нравится до сих пор.
Где-то вдали от Москвы в глухой деревеньке рассказчик поселяется в избе некой Матрёны Григорьевой или просто Матрёны.
Все произведение — это вечерние рассказы Матрены постояльцу о ее жизни. Рассказы этой старухи восхищают и одновременно шокируют героя.
Из рассказов Матрены мы понимаем, что эта женщина прожила не свою жизнь, но она никогда ни на что не жаловалась, все принимала со смирением. Настоящая праведница. Силе духа Матрены можно только позавидовать. На таких, как она, земля и держится.
olga.andrenko
В этом году как-то удачно складывается у меня с малой прозой разных авторов. И пока я в процессе проработки одного большого романа, поделюсь здесь свежими впечатлениями о небольшом рассказе Александра Исаевича Солженицына.
Лет 7 назад я была прямо-таки ошарашена его «Раковым корпусом» и «Архипелаг ГУЛАГом». И, видимо, в памяти он зафиксировался как художник жестких, болезненных жизненных картин. И с каким же удовольствием я заново открыла его как великолепного художника слова, тонкого наблюдателя, человека, видевшего истинно ценное за неказистой оболочкой.
Что бы о нем не говорили, какие бы инсинуации не приписывали его персоне, я ему верю. После «Матрениного двора» так особенно. Потому что у меня была такая же прабабушка 1910 года рождения, которая так же работала в колхозе «за палочки», читай трудодни, которая также попадала под арест из-за доноса кого-то из соседей, что она унесла с колхозного поля колоски пшеницы, в то время как просто ей в сапоги упало несколько колосьев во время работы, у которой пенсия была 9 рублей в месяц, и никакого пособия по без вести пропавшему мужу (кормильцу) на фронте во время Великой Отечественной войны она и в глаза не видела.
Поэтому с первых фраз (а слушала я этот рассказ в аудиоварианте в авторском воспроизведении самого Солженицына) я растворилась в изображении первозданной русской природы, колорита деревни, знакомого мне с малых лет, прочувствовала то желание покоя, мира и уединения, которого тогда жаждал сам Александр Исаевич. Дело в том, что «Матренин двор» — автобиографический рассказ. Именно в подобное село после отсидки в лагере, после борьбы за жизнь в онкологической больнице в Ташкенте и приехал сам писатель. Он хотел просто, тихо и скромно жить, продолжая свои писательские труды. И жилье он нашел как раз у такой простой деревенской женщины Матрены Васильевны.
Матрене Васильевне тогда было чуть за 60. Жила эта женщина одиноко (почему, узнаете из рассказа), к ней редко наведывались родственники, хотя было их у нее в избытке, за свою жизнь она ничего не скопила и не могла похвастаться какими-то несметными богатствами.
Не гналась <Матрёна> за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Зато никогда не отказывала односельчанам или строгим председателям колхоза (им-то даже в мертвом состоянии не откажешь), когда им была нужна ее работа.
Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та — мышей душила…
Когда Солженицын рассказывал о ее характере, поступках и отношении к жизни, мне четко вспомнилась финальная героина повести Толстого «Отец Сергий». Та, которая всю жизнь помогала дочери, ее детям, до последнего была со своим мужем, та, которая
думала, что живет для людей, в то время как всю жизнь жила для Бога.
Вот и Солженицын, завершая рассказ о Матрене, подводит яркую черту важности жизни таких людей как она.
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
Знаю, что многим набили оскомину нравоучения о такой вот нравственности и жертвенности, а кто-то в искренность этих чувств попросту не верит. А я верю. Мне кажется, что существование таких людей (неважно, тогда или сейчас, всегда люди переживают трудные времена) и есть подтверждение того, что Высшие силы все же есть. Иначе как объяснить словно бы из ниоткуда берущуюся помощь, казалось бы, от совсем неожиданных людей, причем помощь бескорыстная, чистая, не омраченная меркантильной мотивацией.
И Солженицын прекрасен тем, что он не поучает, даже не советует. Он просто рассказывает историю вот такой простой русской женщины Матрены, на которых действительно еще держится наш мир, которых мало, но тем они и ценнее, встретив которых тоже хочется стать лучше, чище, освободиться от всего напускного хлама, навязанного обществом. А именно сейчас от этой чертовой философией потребления.
Его язык повествования мягок и душевен. В самом деле, на 1,5 часа растворившись в его голосе, я словно вернулась в детство в деревенский дом любимой бабушки. Где снова идет тепло от печи и пар от румяных пирожков, где можно пить чай за столом во дворе, видя кто прошел или кто что делает на единственной улице деревни, где летница заставлена нехитрыми предметами и посудой, которые сейчас оказываются дороже и бесценнее модных приборов. Потому что явно помнишь, как в эту кружку бабушка наливала тебе молоко или компот, а из этой огромной миски мы всей семьей ели ароматнейший и бесхитростный салат из самых вкусных помидоров с бабушкиной грядки.
Заканчивается рассказ не так хорошо и мирно, как мои детские воспоминания. Я без преувеличения и картинности действительно прослезилась и почувствовала едкую горечь разочарования. Но все честно и жизненно. Оттого и веришь Солженицыну, оттого и так хочется наведаться на Матренин двор в ту глубинку и просто поблагодарить этого человека. За то, что она была, за то, что она пустила к себе пожить Александра Исаевича, за то, что осталась жить в его рассказе. И за то, что благодаря истории ее жизни некоторые из нас и сейчас могут стать чуточку лучше, чище и человечнее.
Обязательно прочитайте или послушайте эту жизненную историю!
heavygirl
Именно так называлась первоначальная версия повести «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына.
Эта повесть попала мне в руки случайно. Но начав читать ее, оторваться я уже не смогла. Автор описывает жизнь простой, немолодой и одинокой женщины Матрены так незатейливо и легко…
По сути, Матрена глубоко несчастна: детей Бог не дал, первый муж пропал на войне, второй ушел от нее к другой, Еще и болезнь, которая периодически подкрадывается, выбивая из привычного ритма жизни. Казалось, тут бы волком взвыть от несправедливости. Но Матрена не сдается, продолжая безропотно нести свой крест и не жалуясь на судьбу. Открывается она лишь раз своему жильцу, рассказывая обо всем.
Доброта, бескорыстность, честность, готовность всегда придти на помощь ближним — вот основные качества главной героини. В конце концов именно это играет с ней злую шутку: на железнодорожном переезде, пытаясь перевезти тяжелые сани, Матрена погибает.
Только после похорон становится ясно, кем в сущности была Матрена. Очень ясно это выражено в конце повести: » Она не скопила имущества к смерти. Грязно- белая коза, колченогая кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по поверью, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Harin
Достоинства:
Сюжет.
Недостатки:
Много описаний.
Приветствую всех читателей этого отзыва,
Вот очередная классика, которая подвергнется моей критике. А ее будет не так много, надеюсь.
И так, думаю многие скажут, что эта книга о старушке с несчастной судьбой, так и не сумевшая найти свое место и добиться справедливости. Да, так и есть, но суть в том, каким было общество еще в то время-ей не платили, совсем, ей не помогали, наоборот, звали, чтобы помогала она. То есть, выгода шла только людям, которые нуждались в помощи, хотя могли бы и сами справиться. В то время, как она потеряла мужа, дом, но последнее ее утешение был мужчина, который поселился в ее доме.
Это я все к тому, что смысл в этом определенно есть. Да и читать интересно, текст написан простым языком, но я думала, что главный герой-мужчина, оказалось не совсем так.
Советую к прочтению.
И надеюсь, что мой отзыв был полезен, приятного прочтения)
sweetlips55
Привет! Читали в колледже книгу Солженицына «Матренин двор».
Начинается с того, что в Казань сходит пассажир поезда. Он очень похож на самого автора. Что воевал, отсидел в тюрьме, каждую его букву проверяли. Очень хотел работать учителем, но как- то не сложилось с едой в деревне, которой он жил. Приезжает он в деревню, и живет в доме одной женщины Матрены. Ей 60 лет примерно.
У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.
Это автор про лицо Матрены. Она была очень бедной женщиной. Простая, общительная, праведная. Но разве есть на свете праведные? Тут я бы поспорила.
Солженицын называет ее «безгрешной».
Ну то что совесть есть, это да. Вежливая, доброжелательная, не жадная, трудолюбивая, бескорыстная, встает в 4 утра, любит цветы ,есть коза, огород, подруга Маша и три сестры.
Казалось бы образ идеальной женщины! Но. Не в этом суть рассказа.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
По моему мнению, эта женщина настолько одинока, что пытается всем помочь, казаться такой безгрешной, только чтобы хоть кто то уделил ей внимание! Есть ли такие добрые люди в наше время?Казалось бы, в после военное время люди хотели все себе и себе в дом нести, но женщина наоборот отдавала. Зачем? Чтобы получить внутреннее удовлетворение. А в чем мы, жители 21 века находим удовлетворение? В одежде, фильмах, еде? А добро? Где оно? Мне кажется, добро уходит. Эгоисты вокруг нас.
«Я мирился с этим, потому что жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования»
Матрена явно работящая. На таких женщинах держится все хозяйство. Без них Русь гибла бы.
Ее двор, как бы тыл тепла и надежды. Правды и трудолюбия.
Помогала она всем от души и бескорыстно. Денег не брала. И это ей приносило радость. Автор рассказывает, что жизнь трудна. Детей то нет. А как в наше время без детей. Где брать опору?
Родные смерть ее оплакивают, да только потому что так принято, не от горя. Кажется, ей будто пользовались все, а она этого не замечала. Всем нужен только дом ее, прообраз Ковчега Ноя, там мир и покой.Там спасение.
Для меня смысл в том, что много хороших людей есть,
но не нужно их использовать и самим стараться на это не попадаться. Рассказ хороший, но смысл не увидела.
Мария Злобная
https://irecommend.ru/content/o-tekhna-kom-derzhitsya-nasha-zemlya
Пожалуй,начну с того что мне запомнилось.Читала рассказ год назад,но сюжет чуть подзабылся. Честно говоря,я бы не включала рассказ в школьную литературу.(читала еще в 9 классе).Смерть Матрены описывалась так подробно,как ее сбили на железной дороге,и что после этого от нее осталось. Вот правда,я помню как я этот рассказ читала на ночь,и после мне приснился кошмар. Поэтому, я пришла к выводу,что такое описание влияет на детскую психику и на слабонервных людей.
Но самое главное в рассказе,безусловно то, что Матрена-человек чистейшей души.Она помогала людям бескорыстно.Конечно,судьба ее подорвала. Дети ее умирали. И вся деревня считала,что она проклятая.Вышла замуж не за того,кого она любила. И муж ее с войны не вернулся.Только одна Кира была той,ради кого она жила.
Удивило то,что при жизни о ней говорили так хорошо,так славно,а после ее смерти-осуждали.Как она и одевалась,и хозяйства у нее не было,потому что она была плохим человеком,не достойным ровным счетом ничего.
«Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).»
Она и была той самой женщиной,без которой не стоит земля русская.
Monia
Еще одно произведение про погибшую добрую чистую душу.
Так уж выходит, что не видят люди этого,не ценят.
Описывается жизнь Матрены, пожилой больной женщины. Всю свою жизнь она бескорыстно помогала. Единственная радость для нее был труд. Единственное утешение тоже он.
Не было у нее ни детей, ни мужа. Никого.
Совсем была одна.
Она верила что ничего в жизни не имеет цену, кроме совести и чистой души.
Книга очень серая, пасмурная и тяжелая.
Очень подробна описана трагедия. Сложно это читать.
Она никогда не хвасталась своими добрыми делами. Да и люди никогда о ней не говорили ничего.
И даже после смерти говорили про нее плохие вещи.
Автор очень метко описывал переживания каждого прощающегося с Матреной!
Он едко делил людей на тех кто «театрально начинал плакать еще у входа» — мол эти были «особенно близки» Матрене
а кто то «начинал пускать слезу прям у гроба» — эти уже не так близки.
Вывод
Неоднозначные впечатления.
Книга очень пасмурная и наводит тоску…
ТатьЯна 65
Достоинства:
Помогает понимать и любить «странных» людей…
Недостатки:
Ну, не каждый человек, способен Осмыслить Это произведение!
Никогда, не думала, что А. Солженицын, прервёт описание тягот Гулага, и напишет что- то обыденное о простой русской жизни…- И надо, отдать должное, это у него Хорошо Получилось!- Ах, как душевно, тепло и с любовью, описал, наш Александр Исаевич, простую русскую природу, в начале повествования…- Всем, всем советую прочитать «Матренин двор», осмыслить жизнь Матрены и понять, что, именно, на таких людях и держится Россия!- Но, мы, как- то, уже попривыкли, что русские люди, сплошь Гуманисты! Ах, как бы не так! Солженицын сумел показать Россию и русских людей, с хорошей и плохой стороны.
А, еще замечу, что язык, стиль и сюжет, близок произведениям, таких Глубоких Русских писателей, как И. Шмелев и И. Бунин… Хорошо передан деревенский быт и нравы односельчан. «Матренин двор», мне близок, т. к., я прочитывая эту повесть, вспоминала мою бабушку и её деревню, в Средней полосе России… И многое, от чего мучилась главная героиня Матрена, мне знакомо от моей бабушки: и работа в колхозе за палочки; проживание без наличных денег; отсутствие государственной пенсии по старости; как обрабатывают огороды и т. д. И то, что на деревне всё про всех, знают… Как сватаются и родняться; как дружат и как ненавидят… Как выращивают скотину, гробя на неё здоровье, чтобы Выжить… Парадокс, на который указал А. Солженицын- Жалеют и Холят скотину, но не заботятся и не любят людей… И это понятно- скотину можно продать на мясо или съесть его самим… А человек?- Одни проблемы от него…- Как- то, вот так думают родственники Матрены и её односельчане… На их фоне наша Матрена и впрямь, воспринимается, как Юродивая!- В понимании А. Солженицына, она не »странная», просто Матрена — Настоящая… И, даже, Святая! Живущая сердцем, добротою, христианскими заповедями и любовью ко всему живому… И поэтому название произведения «Матренин двор»- это не просто личное подворье Матрены, Это Целый Внутренний и Внешний Мир Женщины, в котором, Матрена живёт, в гармонии с собой и Богом… И вот Это всё рушиться… И опять же, я думаю и А. Солженицын указывает, что Именно, такие, как простоватая Матрена, Главные люди во Вселенной и когда, они умирают, и Вселенная становиться беднее…- Но не всем дано понять Это…P.S. Повесть просто рвет сердце Пополам…
На сцене всего два человека – автор, Игнатич, да сама Матрёна. Перевоплощения их сведены к минимуму – ведь весь сюжет в большей степени вложен в их уста в виде рассказа, где неспешного, где эмоционального, и лишь в меньшей степени сыгран в полном смысле этого слова. Поэтому это почти что моноспектакль, только на двоих – и, может, лучше было бы увеличить количество исполнителей ролей, действия, но не стоит забывать, что театр – не кино, и ему не под силу втащить на подмостки дом, огород, трактор, поезд, так что пусть уж всё остаётся как есть. Ведь есть то, что язык не поворачивается обозвать просто прочтением текста классика (а текст прозвучал практически весь, так что просмотр спектакля вполне может заменить прочтение повести) – есть живое, искреннее, с настоящими слезами сопереживание ему, созданное актёрским талантом и мастерством. Есть деревянный домик, от которого к концу спектакля остаётся один только крест, есть вкусный запах травяных веников, замечательные музыка и освещение, и можно простить плюшевую кошку, когда во всех прочих деталях деревенской избы соблюдена безукоризненная достоверность. Всё это добилось того, что от спектакля и требовалось: не утомить, а зацепить шершавым солженицынским слогом, донести всё то, что должно было быть донесено, а большего и не надо. Мне понравилось – а стало быть, посмотрите и вы, надеюсь, вам понравится тоже.
29.04.2009
Комментировать рецензию
Аноним3255820
Достоинства:
Автор умеет складывать буквы в слова.
Недостатки:
Тяжелый и безобразный слог, скучнейшие описания и бесполезнейшие детали, которые никак не влияют на сюжет.
Безвкусица, неуместный пафос, высосанный из пальца образ нищей и убогой деревни — вот он, «Матренин двор» во всей красе. Рассказ настолько душный, что пропадает всякое желание читать дальше и дожидаться, когда же автор соизволит раскрыть нам образ Матрены (или история о том, как она, бедная, работала, но так и не получила пенсии, — это и есть раскрытие образа?). Чего хотел добиться этим произведением Солженицын — неизвестно. Возникает ощущение, что он писал ради того, чтобы хоть что-то написать, а все его попытки разбавить описание деревни «интересными» и «важными» деталями выглядят просто нелепо.